Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

"Запорожец" - первый серийный трактор в СССР

«Если бы мы смогли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы «Я за коммунию» (т. е. за коммунизм)» 
В.И. Ленин


 Вот таким он был, один из первых серийных тракторов первых послереволюционных лет.


Заводы под номерами 11 и 14 располагались в Кичкасе в сельхозколонии новоменнонитов Эйнлаге Хортицкого округа Екатеринославской губернии. Меннониты - если говорить упрощенно, это секта, основным отличием которой является ярко выраженный пацифизм. Это неприятие насилия привело их в 18 веке из Пруссии в Российскую Империю, где им было предоставлено право не служить в войсках, предоставлены земли и льготные условия хозяйствования. Со временем, меннониты развили на своей территории несколько машиностроительных заводов. Одним из таких был основанный в 1861 году завод сельскохозяйственных орудий Унгера. Потомок основателя завода - инженер Л.А.Унгер и стал в советское время разработчиком "Запорожца".

За простоту конструкции и управления пользовался большой популярностью среди крестьян. Простота ремонта тоже подкупала. Шарикоподшипники не применялись, вместо них были установлены бронзовые втулки, изготавливаемые в любой мастерской того времени, оснащенной токарным станком. Фрикцион муфты, соединяющий двигатель и трансмиссию, делался из сыромятной кожи. Потрясающая ремонтопригодность делали этот трактор практически вечным. Известно, что в Черниговской области один из "Запорожцев" под номером 107 работал на полях до 1958 года.

На заводе "Красный прогресс" в г. Токмак наладили серийное производство машин, и выпускали их до 1926 года. Всего было выпущено, по разным оценкам, от 500 до 800 штук.

Прекращение производства данного трактора обычно увязывают с переходом промышленности на массовое производство тракторов американской конструкции
"Фордзон" и "Универсал". Однако, высокая сложность конструкции и ремонта данных машин не шла ни в какое сравнение с простотой "Запорожца", и прекращение выпуска столь удобного для сельского жителя трактора можно объяснить, разве что, особенностями советской системы хозяйствования, в последнюю очередь учитывающей реальную экономию и практичность. Кроме того, этот трактор был слишком хорош для индивидуального хозяйства, что противоречило генеральной линии на удушение индивидуальных хозяйств и укрупнение и коллективизацию сельской промышленности. "Фордсон" и "Универсал" единоличнику-крестьянину уже были не по зубам.


ТРАКТОР «ЗАПОРОЖЕЦ»: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.