Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Мифы о Т-34

Всего было три значительных этапа развития Т-34: 1940, 1943 и 1944 год. Подавляющее большинство дошедших до нас танков - последней модификации, Т-34-85.

Первая модификация - с маленькой башней. В этом теснейшем пространстве умудрялись помещаться два человека - командир танка и заряжающий. Отличительная особенность - утопленное внутрь шарнирное гнездо пулемета и также полуутопленный люк механика-водителя. Оба предмета уходили внутрь при ударе об них снаряда. Обзор в этой башне был минимальный, танк фактически был "слепым", чем умело пользовались немцы.



Вторая модификация - с увеличенной башней и измененным гнездом пулемета и люком, теперь защищенных от вырывания внутрь.

Свечная подвеска, доставшаяся от американских танков "Кристи", была довольно сложна в технологическом и конструктивном плане. Сложен в изготовлении был также и корпус с посадочными местами под пружину каждого катка.

Коробка передач была без синхронизаторов, поэтому в обязанности стрелка входило помогать водителю переключать передачи. По причине затрудненности переключения многие водители, особенно во время боя, ездили только на первой передаче, что приводило к быстрому износу двигателя.

Форма траков была упрощена для удобства литья, из-за чего танк часто буксовал.

Боковая наклонная броня была отличительной особенностью Т-34. Позже ни на одном из танков ее не использовали - она признана неэффективной и съедающей много драгоценного пространства.

Выносные баки были также довольно сомнительным нововведением, несмотря на то, что в них был не бензин, а солярка. Кстати, преимущества дизеля в бою не столь очевидно, и танки Т-34 горели ничуть не меньше, чем немецкие бензиновые. Дело в том, что при попадании снаряда в солярке происходила детонация и взрыв. Последние немецкие танки времен войны были оборудованы автоматической системой пожаротушения, и отсек двигателя был отгорожен от экипажа герметичной переборкой.

Дизель В-2 отличался наличием гипертрофированного вентилятора охлаждения. Чрезмерно  большой вентилятор компенсировал просчеты конструкторов в системе охлаждения. По этой причине высоту корпуса танка конструктора были вынуждены подгонять под высоту дизеля, что, несомненно, ухудшало боевые качества машины.

Как говорилось выше, башня была очень тесной. Дело в том, что она проектировалась под 45-мм пушку, вместо которой в итоге поставили 76-мм. Система вентиляции, также расчитанная на сорокапятку, не справлялась с отводом пороховых газов, и экипажу было буквально нечем дышать.

По поводу распространенных сказок о том, что немецкие инженеры так и не смогли повторить дизель В-2, достаточно сказать, что топливная арматура на дизелях была немецкой, фирмы "Bosh".

История с тяжелой приемкой и пробегом Харьков-Москва имела свои предпосылки. У танка было огромное количество детских болезней, которые военные требовали устранить. Но Кошкин, как партаппаратчик,задумал и совершил практически аферу. Он собрал два танка из лучших деталей, используя импортные подшипники. За танками ехала техничка. Тем не менее, один танк все-таки до Москвы не доехал. Но пробег впечатлил руководство и танк был принят с условием исправления всех недостатков.

Устранение недостатков на Т-34 тоже целая история. Чего стоит высказывание Сталина о продукции завода "Красное Сормово":  "сормовский уродец". Да и сразу после войны военные не хотели хорошо говорить о тридцатьчетверке. Только в семидесятых годах, не без помощи журнала "Техника-молодежи", появилась легенда о славном инженере Кошкине и легендарной тэ-тридцатьчетверке.

Только последняя модификация, Т-34-85 была более-менее доведена до ума. Появилась просторная башня с мощной пушкой. Коробка передач была модернизирована, управляемость на порядок улучшилась. Вместо ста километров ресурса танки теперь можно было использовать на 500-км операциях. Словом, к конце войны, ценою тысяч жизней сгоревших танкистов, был наконец получен танк мечты - тот самый легендарный Т-34-85.

Но, тем не менее, параллельно шла работа над другой, более совершенной модификацией - Т-44, которая так и не успела повоевать. На Т-44, кстати, уменьшили высоту корпуса, отказались от боковых наклонных листов, вынесли боковые баки назад и увеличили башню, т.е. устранили почти все недостатки Т-34 за исключением, разве что, устаревшей свечной подвески.

то, чем должен был быть Т-34 в самом начале - избавленный от детских болезней, танк последних дней войны, Т-44