Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Трактор Fordson, мировая классика 20-х годов

Трактор, ставший классикой для фермерского хозяйства Америки и всего мира прежде всего из-за масштабов своего производства. К 1923 году три из четырех продаваемых тракторов в Америке были Fordson.


Для своего времени Fordson был отличной недорогой машиной, несложной в изготовлении и эксплуатации. Это обстоятельство послужило причиной того, что в СССР была предпринята попытка изготавливать Fordson своими силами.

Советский Fordson получил название "Фордзон-Путиловец" и  выпускался на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде с 1925 года. Кроме того, еще 12 000 готовых тракторов было закуплено непосредственно у Форда.

Существует разные мнения по поводу того, официально или нет выпускался Fordson в России, но, например, в серьезном исследовании (1) указывается на нелегальный характер выпуска. С другой стороны, в одном из журналов "За рулем" за 1930 год был описан визит фордовского инженера Беннетта на завод "Красный Путиловец" и его впечатления о производстве советских "Фордзонов". Это, по меньшей мере, говорит о нормальном отношении Форда к факту производства "Фордзон-Путиловцев".





К третьему десятилетию 20-го века "Fordson" уже существенно проигрывал в техническом плане тракторам конкурирующих американских компаний, что послужило причиной разворота политики тракторостроения Советского Союза в сторону продукции компании "International Harvester" и переходу а выпуск линейки тракторов этой компании: Farmall на заводе "Красный Путиловец" и модели 15-30 на Сталинградском и Харьковском Тракторных заводах.


Наиболее существенные проблемы Фордзона, многие из которых, возможно, вызваны особенностями советского производства:
  • Низкий ресурс двигателя
  • Отсутствие цельной рамы и, как следствие, излишние нагрузки на двигатель.
  • Склонность к опрокидыванию через заднюю ось
  • Отсутствие масляного насоса, высокая вероятность масляного голодания двигателя, особенно на холостом ходу. Необходимо было постоянно следить за уровнем и доливать масло точно до отметки, иначе масло переставало поступать в некоторые точки двигателя.
  • Отсутствие полноценного масляного фильтра. Вместо него в картер была встроена примитивная грязевая ловушка, которую рекомендовалось чистить каждые 50 часов работы двигателя.
  • Датчик температуры воды в системе охлаждения двигателя появился только на поздних моделях.
  • Очень густое трансмиссионное масло чрезвычайно затрудняло переключение передач в морозы, что частенько заставляло советских трактористов разжигать костры под картером коробки передач.

Литература:

1. Cohen Y. The Soviet Fordson. Between the politics of Stalin and the philosophy of Ford, 1924—1932 // Ford: The European History... Vol. 2. P. 531-550.