Кайдзен

 Кайдзен - практика сосредоточения на непрерывном совершенствовании как всех аспектов обычной жизни для повышения личной эффективности, так и процессов производства, разработки и управления бизнесом.



В бизнесе кайдзен - это постоянное улучшение процессов, касающихся каждого работника предприятия: от рабочего до директора. Главная цель кайдзен - избежать потерь. Философия кайдзен предполагает, что человек должен совершенствоваться всю жизнь, захватывая в поток рационализации все, что его окружает.

Впервые на практике философия кайдзен была применена японскими компаниями в период подъема экономики Японии после Второй мировой войны. После всемирного признания эффективности бережливого производства, кайдзен, как один из инструментов бережливого производства, стал известен по всему миру.

Несмотря на то, что пионером кайдзен считается японская Toyota, сама идея постоянного совершенствования производственных процессов была высказана задолго до этого. Принадлежит эта идея отечественному ученому в области организации труда А.К. Гастеву. Вот что он писал еще в 1923 году:
" [новое время] ... настойчиво требует создания особого типа человека, человека-монтера, который весь полон идеями обработок, технических настраиваний и приспособлений. Мы должны изобретательство возвести в насущный элемент воспитания."
В недавно принятом ГОСТ Р 56020-2014 "Бережливое производство" термин кайдзен не применяется, а используется такое понятие, как постоянное улучшение (п. 3.2.3):

Целью постоянного улучшения (непрерывного совершенствования) всех аспектов деятельности организации является увеличение ценности для потребителя, улучшение потока создания ценности, сокращение потерь. Вовлечение и развитие персонала следует рассматривать, как необходимое условие эффективной деятельности по постоянному улучшению, организованной на основе сбора, рассмотрения и реализации предложений от работников организации, поддерживаемой системой мотивации и обеспеченной необходимыми ресурсами. Следует проводить техническую экспертизу всех предложений с точки зрения их безопасности.
 Как правило, реализация кайдзен на предприятии не требует больших затрат, особенно если это касается рационализаторских предложений рядовых работников. Надо также понимать, что из 10 рационализаторских предложений будут по настоящему эффективными, как правило, только одно-два, остальные - убыточные. Но прибыль от реализации даже одного дельного предложения с лихвой перекроет все расходы на остальные.