Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Бережливое здравоохранение

Идеи бережливого производства можно применить практически ко всем процессам, как производственным, так и к сервисным.  Например, взять такую больную тему, как обслуживание пациентов в государственных поликлиниках. Еще совсем недавно сама мысль о долгих очередях в коридорах районной поликлиники вызывала стойкое нежелание идти к врачу.
Надо сказать, что ситуация медленно, но улучшается. Появилась электронная запись по времени. Положительные сдвиги по сравнению с недавним прошлым, конечно, значительны, но это всего лишь крупица того, что надо сделать. И, кстати, сделать изменения в сторону бережливости не так уж и сложно. Хотя это разрушит некоторые привычные врачебные традиции.

Чтобы понять, в каком направлении двигаться, надо разобрать существующий порядок приема пациентов и выявить его слабые места. Человек с жалобой на здоровье, как правило, должен подойти сначала к своему участковому врачу - терапевту. Записавшись предварительно на прием, пациент приходит в положенное время к кабинету врача. Его встречает очередь и, скорее всего, в положенное время к врачу он не попадет, т.к. найдутся опоздавшие, льготники и прочие малоприятные сюрпризы, отдаляющие время приема. Тем не менее, дождавшись очереди и потеряв от 30 минут до часа, пациент попадает к терапевту. Терапевт - это специалист широкого профиля, универсал. Он ведет лечение пациента, принимает решения о направлениях к узким специалистам, самостоятельно лечит простейшие заболевания. Определив, какое лечение или какой специалист требуется пациенту, терапевт дает соответствующие рекомендации или направления. Скорее всего, это будут направления на сдачу анализов, к специалистам, на процедуры. После направления к какому-либо специалисту или лаборанту пациенту приходится повторно проходить полностью всю вышеописанную процедуру записи, ожидания и приема. Как правило, лечение должно завершиться приемом у терапевта, что опять означает повтор цикла запись-ожидание-прием.

Построим существующую схему потока создания ценности с точки зрения пациента:


Черные линии - это явные потери времени, красные - это то, что представляет ценность, то есть то, ради чего пациент обращается в поликлинику. Очевидно, что самые прожорливые ловушки времени - это пункты "запись" и "ожидание". Причем не надо понимать их буквально. Это могут быть и затраты времени на поездку в поликлинику, получение карты в регистратуре и прочие формальные процедуры.

Если убрать не добавляющие ценность фазы записи и ожидания повторных приемов, а ожидание около кабинета сократить за счет внедрения системы электронной очереди, исключающей несправедливые ситуации в живой очереди, то получится такая схема:
При таком порядке приема терапевт, лаборанты и специалисты должны располагаться в одном помещении, чтобы обеспечить всестороннее обследование пациента. Пройдя за один прием все необходимые исследования и осмотры всех специалистов, пациент тут же получает рекомендации по лечению или направления в стационары или на более сложные методы исследования.

Придется менять всю устоявшуюся кабинетную систему и составлять из врачей рабочую группу. В нее не обязательно должны входить все специалисты, нескольких основных достаточно, чтобы охватить 80% больных. Оставшиеся специалисты по редким заболеваниям могут входить в несколько рабочих групп сразу и быть там, где они больше нужны. Кроме врачей, в помещении приема пациентов должны также находится лаборанты по взятию анализов, проведению УЗИ, возможно рентгенологи. Результаты анализов и исследований, которые могут быть получены моментально, будут сразу же предоставляться врачам для обсуждения и принятия решений по дальнейшему лечению.

Чтобы уменьшить время врача на заполнение формуляров и карт, последние должны быть в электронном виде. При таком способе ведения дел передача карты другому врачу будет моментальной и гарантированной, как и вкладывание результатов анализа или исследований.

Увеличатся ли затраты времени врачей в расчете на одного пациента? Возможно, но это будет компенсировано качеством лечения, которое гарантировано присутствием специалистов и всесторонним обследованием, возможным только в стационаре и недостижимым на данный момент в районной поликлинике. Кроме того, высокое качество лечения отразится на количестве визитов к врачам, значительно сократив их частоту.

Чтобы избежать повторных и бессмысленных визитов, отнимающих время, необходимо установить плату за прием абсолютно без всяких льгот, либо лимит  приемов, свыше которого необходимо оплачивать их полную стоимость. Если пойти дальше, то лучшим решением было бы вообще отказаться от бесплатного здравоохранения, предоставив пациентам самим решать, какой уровень страхования здоровья они предпочитают. Но надо учитывать, что при отказе от бесплатной системы деньги, ранее затрачиваемые государством на оплату обязательной медстраховки, должны быть возвращены человеку вместе с правом решать самому, на медицину какого уровня их потратить.