Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Трактор ХТЗ-15/30 - копия американца International 15/30

Не имея собственного опыта в разработке и производстве тракторов, СССР в 1929 году заказал в САСШ (так в те годы у нас называли США) полный проект завода, включая поставку всего оборудования и металлоконтрукций. Строительные материалы и рабочая сила была отечественной, инженерный состав полностью проходил обучение за рубежом. Так были построены три тракторных завода: Сталинградский (1930), Харьковский(1931) и Челябинский (1933). Два из трех начали с выпуска трактора 15/30 - бывшего американца  McCormick-Deering. Харьковская версия американского трактора называлась ХТЗ-15/30, сталинградская : СТЗ - 15/30.

Работал 4-х цилиндровый четырехтактный двигатель на керосине, как и большинство двигателей 20-30-х годов и набирал скорость до 7 км/ч., что для пашни было вполне приемлимо. Трактор не предназначался для автомобильных дорог, т.к. не имел шин,  а все четыре колеса были полностью металлические. Что было на руку, т.к. у СССР не было своей резинотехнической промышленности. И вообще трактор имел минимум деталей, сделанных не из металла. Даже рулевое колесо и седло трактористы были стальной штамповкой.

Не был избавлен первый по-настоящему массовый советский трактор от детских и недетских болезней. Вот, например, отрывки из открытого письма механиков одной мото-тракторной станции а Сталинградский тракторный завод, опубликованное в журнале "Техника-молодежи" 1934 г.:

 "... у двух тракторов после одного месяца работы оказались негодными подшипники среднего вала коробки скоростей. Их пришлось сменить. А у трех тракторов отвернулись гайки среднего вала, упали на дно и повредили планетарную шестеренку... У шести тракторов из 10 за период зябки рассыпались подшипники среднего вала коробки скоростей. При проверке подшипников заднего моста мы обнаружили сильный износ подшипников поперечного вала, которые также пришлось заменить.

После одного месяца работы тракторов СТЗ мы вынуждены менять у всех тракторов все поршневые кольца и втулки, а у некоторых тракторов даже раньше. Одновременно износились и верхние головки шатуна...

Клапаны также низкого качества. После полуторамесячной работы пришлось сменить все клапаны...

Необходимо слишком часто делать перетяжку. Она отнимает уйму времени, а впоследствии влечет к быстрому износу трактора. Было бы хорошо устроить с обеих сторон большие люки, это дало бы возможность делать перетяжку подшипников, не отнимая картера, как у трактора "М.Гарис"

В подшипники задних полуосей через прокладки попадает пыль... 

Почти все динамо вышли из строя - перегорели лампочки и контакт.

Мы выдвигаем перед вами вопрос об устройстве на тракторе кабинки. Такую кабинку кустарным способом мы сделали, но на нее нужна слюда, а мы слюды не имеем, кроме того трудно укрепить кабинку на тракторе."

 

Хронология

  • 1921 год - Впервые в этом году выпущенный фирмой International Harvester, трактор International 15-30 был по тем временам достаточно передовой машиной. Он имел литую чугунную раму, масляный насос (что было новинкой), масляный и  даже воздушный фильтр.

    Цифры следует понимать так: 15 л.с. - мощность на крюке и 30 л.с. - мощность самого двигателя.



  • 1923 год - одновременно с переносом производства на другую фабрику был переименован в McCormick-Deering 15-30.


  • 1929 год - двигатель трактора претерпел значительные изменения и фактически выпуск трактора 15-30 в Америке был прекращен, вместо него начал выпускаться более мощный 22-36
  • 1930 год - освоено производство трактора СТЗ 15-30 на Сталинградском Тракторном заводе

  • 1931 год - освоено производство трактора ХТЗ 15-30 на Харьковском тракторном заводе.
  • 1937 год - прекращен выпуск в СССР, всего выпущено 397 000 тракторов.