Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

#119. Американцы в Германии: автомобильная продукция Ford Werke AG с 1925 по 1945

Форд - единственный американец, который упоминается в книге Гитлера "Майн Кампф". Американский изобретатель конвейера давно вызывал восхищение Гитлера своими методами организации производства и управления компанией. Поговаривали, что в мюнхенском офисе Гитлера висел портрет Генри Форда. О самом Форде Хайм Ч. в книге "Торговля с врагом" пишет: «На процессе над Гитлером в 1924 году Эрхард Ауэр из ландтага Баварии свидетельствовал, что Форд оказывал Гитлеру финансовую поддержку». Чуть далее в книге приводится еще одно свидетельство близкой связи Форда и Гитлера: «Гитлер гордился дружбой с Г. Фордом, фамильярно называл его Генрихом и не раз говорил о том, что тот оказывает финансовую поддержку его движению»

Адольф Гитлер и Генри Форд
Адольф Гитлер и Генри Форд



Недаром, начиная с 20-х годов и вплоть до Второй Мировой войны Форд в своих выступлениях и публикациях высказывал крайние антисемитские взгляды.

Антисемитская статья Генри Форда "Международный жид"  в собственной газете "Dearborn Idependent"

Антисемитская статья Генри Форда "Международный жид"  в собственной газете "Dearborn Idependent"

В 1938 году Форд на свое 75-летие был награжден высшей наградой Германии для иностранцев - орденом Большого Германского Орла. Он был первым американцем, удостоенным этой высшей награды, учрежденной Гитлером годом ранее. Первым награжденным этим орденом был Муссолини.

Награждение Орденом Германского Орла
Награждение Орденом Германского Орла проходило в Америке представителями немецкого консульства Кливленда и Детройта.

В начале двухтысячных были инициированы иски жертв принудительного труда во время Второй Мировой немецкому подразделению Форд.  Американская компания "Форд" хладнокровно отказала истцам, а в ответ на выброс компрометирующей информации провела собственное расследование, которое "убедительно доказало", что в период войны Форд не имел влияния на свои филиалы в Германии. Тем не менее известно, что управляющий немецким филиалом Форда во время войны был тот же человек, что и раньше, в мирное время.

Таким образом, было фактически официально засвидетельствовано, что рабский труд действительно использовался. Компания Форд даже перевела 13 миллионов долларов в фонд компенсаций жертвам принудительного труда в период Второй Мировой и 4 миллиона - на дальнейшие исследования о принудительном труде во время Второй Мировой.

Также надо отметить, что, несмотря на сильные бомбардировки города Кельн предприятие Форда осталось практически невредимым. Уже в мае 1945 года оно стало выпускать продукцию, на этот раз для войск союзников.

Расследование финансовых или каких-либо иных причин столь плотного взаимодействия между нацистами и Генри Фордом выходит за рамки данной статьи. Наша задача - проследить, как же развивалась Ford Motor Company, а затем Ford Werke AG в Германии.


1925 год

Компания Ford Motor AG была основана 18 августа 1925 года в Берлине. Сообщается, что в этом году было собрано 1000 лицензионных тракторов Fordson из американских комплектующих.


1926 год

В Берлине в арендованных помещениях происходит отверточная сборка Форд Модель Т. В день собирают около 50 машин. 

Модель Т на конвейере
Модель Т на конвейере

1928 год

31 августа 1927 года сборка Модели Т приостановлена. В 1928 году начинается выпуск Модели А и модели AF с более слабым двигателем. Всего с 1928 по 1932 год было выпущено около 20 000 машин обоих типов.


1930 год



Заводы Форда были заложены Генри Фордом в северной части Кёльна 2 октября 1930 года совместно с Koнрадом Аденауэром, тогдашним обер-бургомистром Кельна. 



1932 год

В 1932 году с конвейера в Кельне сошла первая легковая машина - Форд модель B
и грузовая - Ford BB с четырехцилиндровым 52-сильным двигателем.

Ford BB 1932 года

1933 год



Форд представляет немецким покупателям "народный автомобиль". 

Реклама Форда 1933 года

Форд "Кельн" 1933 года

1934 год

В 1934 году Форд  продается под брендом "Фольксваген", модель "Келн", и предлагается покупателям по цене 1990 рейхсмарок.

Ford Volkswagen "Koln"

В 1934 году представлена новая, более комфортабельная модель "Рейнланд" с удлиненной базой.

Ford Reinland

1935 год 

Для гражданских выходит новая модель Форда с мощным мотором V8

Из рекламного проспекта Ford V8 1935 года

На рынке появляются двух- и четырехдверные модификации FORD Tudor и FORD Fordor в стандартной и люкс-комплектации.






Для военных Форд выпускает армейский вездеход V8-G48 Kübelwagen. Точное количество выпущенных машин неизвестно. Выпускались до 1937 года.


V8-G48 Kübelwagen с брезентовым верхом. Крым, 1941 год.



V8-G48 Kübelwagen с кузовом пикап

1936 год

немецкий Форд предлагает новую модель - Ford Eifel в четырех исполнениях кузова: лимузин, спорт-родстер, 2-х и 4-х местный кабриолет. Ford Eifel заменяет уже старевшую Ford Köln. 1,2 литровый двигатель развивал мощность 32 л.с.



1937 год

Форд выпускает 2,5 тонный грузовик Ford BB




1938 год

 Германское правительство 1 июля 1938 года основывает город Вольфсбург для рабочих строящегося завода по производству народного автомобиля "Фольксваген Жук". Сердцем города будет автомобильный завод, точная копия завода Генри Форда в Мичигане. Для возведения и пуска завода выписаны американские специалисты.

В Латвии в Риге открывается завод Ford Vairogs.

1939 год

Компания была реорганизована и изменила свое название на Ford Werke AG. Форд по-прежнему предлагает широкую гамму автомобилей как для личного пользования, так и для бизнеса. С этого года начинается выпуск Ford Taunus G73A, представляющего из себя улучшенную модификацию Ford Eifel с тем-же четырехцилиндровым 34-сильным двигателем объемом 1.2 литра, но удлиненной базой и более обтекаемыми линиями кузова.


Ford Taunus G73A 1939 года

Для военных Форд предлагает армейские вездеходы на базе американской модели Ford V8-91A.

Также Форд стал выпускать мощный и многофункциональный внедорожник Ford Typ EG, который был точной копией Horch Typ 108, производившегося с 1937 года. Единственным отличием от "Хорьха" было наличие "родного", фордовского двигателя V8 (3,9 л, 95 л.с).



1941 год

Форд предлагает 3-х тонные грузовики Ford G917 с газогенераторной установкой:


В связи с открытием Восточного фронта Форд сосредотачивает основные усилия на выпуске грузовиков и армейских автомобилей.

1942 год

Форд предлагает автомобили Ford V8 в тропическом исполнении для новых африканских колоний Германии. В этом году завершен выпуск гражданских Ford Taunus и завод полностью переключился на выпуск военной техники.


С другой стороны фронта тоже сражаются на Фордах:

Британский солдат рядом с Ford Taunus, 1940 г.

1943 год

Форд, как ни в чем ни бывало, рекламирует свою продукцию.

Самый массовый грузовик Форда : Ford V 3000. Во время войны было выпущено около 25 000.

В 1942-44 гг. на шасси V3000S была изготовлено около 14 тыс. 2-тонных полугусеничных машин «Маультир» (Maultier)

2-тонная полугусеничная машина «Маультир»


Масштабы производства завода в Кельне несравнимы с масштабами американских заводов Форда, но тем не менее вклад немецких фордовских мощностей во Вторую мировую войну значителен:  17 процентов всех грузовиков немецкой армии во время войны выпустил Форд - это были V3000 и G917 общим количеством около 50 тыс. Форды составляли 60% от всех 3-х тонников немецкой армии.


Источники

1. http://www.ford-archiv.de/ford-Deutschland.html
2. http://www.autogallery.org.ru/gfordde.htm
3. http://www.kfzderwehrmacht.de/Homepage_english/Motor_Vehicles/Germany/Ford/ford.html