Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

А.К.Гастев и Московский Томозной завод на Лесной улице

Речь пойдет о предприятии, в истории московской промышленности наиболее известном как Московский тормозной завод (ныне - ОАО МТЗ "Трансмаш"). Но этому названию предшествовало большое количество иных наименований и иных сфер деятельности предприятия, весьма далеких от изготовления железнодорожных тормозных механизмов.

ОАО МТЗ Трансмаш" на Лесной. Наше время.


Казенные винные склады 

История производства на Лесной улице начинается с Винного склада, открывшегося в 1901 году (в конце 19 века была начата постройка в Моск­ве трех казенных винных складов, один из которых располагался на Лесной улице). Здесь осуществлялся полный цикл производства: перегонка, фильтрация и розлив крепких алкогольных напитков, в основном водки.

Казенный винный склад. Источник фото - Pastvu

Всеобщая Компания Электричества

В 1914 -15 годах с началом Первой Мировой войны на площади бывшего винного склада перевозят часть (280 вагонов из 1470) завода "Юнион" из Риги. Другая часть оборудования "Юнион" поступила в Харьков и явилась основой для харьковского завода "ВКЭ", позже названного "Электросила" №1.

Рижский завод "Юнион" был с 1904 года в собственности у могущественного германского концерна AEG. В России немецкий электротехнический гигант действовал под названием Русское общество «Всеобщая Компания Электричества" ("ВКЭ"). 

Пока шла эвакуация предприятия на восток, дела у немецкой фирмы в России шли неважно. Прогерманская "ВКЭ" с началом Первой Мировой войны оказалась в черном списке российского правительства за активное содействие немецкой разведке. Когда в 1915-1916 годах начались принудительные ликвидационные процессы немецких предприятий, "ВКЭ" была одной из первых в списке неблагонадежных, однако процесс ее ликвидации несколько затянулся:

... "Всеобщая компания электричества", 60% акций которой накануне войны принадлежали немцам, в июне 1915 года начала эвакуацию своих заводов из Риги в Петроград и Москву. Она запросила у казны ссуду на восстановление производства. Между членами созданной правительством Эвакуационной комиссии развернулась дискуссия по вопросу поддержки компании. Военные обвиняли правление компании в связях с Германией. 20 мая 1916 года командующий Северным фронтом сообщил о "массовых случаях шпионства" в пользу Германии со стороны служащих общества. Поэтому военные настаивали на секвестре "Всеобщей компании электричества". Но комиссия под председательством М.В.Родзянко 5 октября 1916 года высказалась за выдачу компании пособия на эвакуационные расходы. Военным, правда, удалось задержать выдачу пособия до решения Комиссии по борьбе с германским засильем относительно национальной принадлежности компании.
[Н Греков - Русская контрразведка в 1905-1917 годах - шпиономания и реальные проблемы]
И все же, несмотря на сильное лобби в правительстве, "ВКЭ" не удалось избежать ликвидации:
В числе ликвидированных оказались 10 фирм, входивших в состав Пангерманского Электрического Синдиката (Акционерное общество "Всеобщая компания электричества", "Общество электрического освещения 1886 года", Общество русских электрических заводов "Сименс и Гальске", "Киевское электрическое общество" и др.). Эти компании представляли основу всей русской электрической промышленности.
[Н Греков - Русская контрразведка в 1905-1917 годах-шпиономания и реальные проблемы]

Тем не менее, некоторые историки говорят о том, что Русское общество "ВКЭ" функционировало до 1918 года, когда и было национализировано. Вероятно, ликвидация была формальной и была связана лишь со сменой собственника.

Военно- артиллерийский завод

Во время войны московское предприятие именовалось Военно-артиллерийским заводом "ВКЭ". Завод специализировался на производстве дистанционных трубок для артиллерийских снарядов.

Элекросила

После окончания войны здесь стали производить электрооборудование и аппаратуру для железных дорог. Предприятие получило название «Электросила" (не путать с известной питерской "Электросилой").

Московский Тормозной завод

17 ноября 1921 года Межведомственная комиссия ВСНХ приняла решение о создании Московского тормозного завода на базе предприятия "Электросила", тут же начались работы по освоению новой продукции и с 1923 года завод начал серийный выпуск тормозного оборудования для железнодорожного транспорта.

Гастев

С 1920 года Гастев - технический руководитель московского завода «Электросила», где создаёт опытную лабораторию по экспериментальному изучению инструментально-мускульных операций в рамках собственных задумок по созданию Института Труда [ 

Наработки лаборатории, по всей видимости, позволили Гастеву продемонстрировать высшему руководству определенные результаты, и уже в августе 1920 года ВЦСПС принимает постановление об организации Института Труда и назначает Гастева заведующим института. Летом 1921 года Гастев приходит на
.  Огромная сумма в результате отфутболивания по инстанциям ужимается до 8 тысяч рублей, но содействие Ленина играет свою роли и через месяц Совет труда и обороны (СТО) признает Институт труда центральным учреждением Советской республики, с этого момента он начинает именоваться Центральным институтом труда ВЦСПС (ЦИТ). Но вернемся в 1920 год.


Фото из "Гудка", относящееся к Московскому Тормозному заводу.
Неизвестно, связано ли оно с деятельностью ЦИТ в стенах
завода, но происходящее на фото вполне в духе Гастева.

Как правильно работать молотком. На фото Гастев.
Вот что сам Гастев пишет о деятельности ЦИТ в стенах МТЗ:
Так весь этот первый год и прошел в предваритель­ной организационной наладке и в то же время были сделаны попытки обосноваться на предприятии.
Таким первым предприятием явился для нас Тор­мозной завод, в стенах которого и шлифовались пер­вые организационные подходы ЦИТа к производ­ству, и где была основана наша первая «опытная станция».
Тогда же формулировались и первые основные принципы методики ЦИТ. Она звучала очень кратко, словами — «как надо работать». [А.К. Гастев.  На перевале // Организация тру­да. — 1924. — № 6-7. С. 3-9]
Судя по отчету Гастева, эта знаменитая подсказка "Как надо работать" родилась на МТЗ


Скорее всего, подобные методички ЦИТа тоже берут начало с Московского Томозного Завода.
Таким образом, Московский Тормозной завод можно считать колыбелью советской системы научной организации труда.

Интересно, что в биографии Гастева четко прослеживается его приверженность к работе на немецких (или бывших немецких) электротехнических производствах. Про "Электросилу", т.е. бывший немецкий "ВКЭ", говорилось выше.  Известно, что в 1918 году Гастев внедрял свои идеи по организации труда в Харькове -  тоже на заводе бывшего Русского общества "ВКЭ". Также до революции Гастев какое-то время работал на питерском заводе "Сименс и Гальске". И, видимо, как вывод из своего опыта работы на немецких предприятиях, в начале 20-х Гастев публикует заметку в "Правде" под названием "
Почему немец работает лучше русского", в которой делает вывод, определивший его дальнейшую исследовательствую деятельность: главную роль в работе предприятия играет человек, а не система организации (тейлоризм) или техника производства (фордизм). Он говорил: "Эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте, в частности с

Литература

1. Д я к и н В. С, Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт, Л., 1971;
2. К i г с h n e r W., Die deutsche Industrie und die Industrialisierung RuSlands. 1815-1914, St. Katharinen, 1986.
3. Н Греков - Русская контрразведка в 1905-1917 годах - шпиономания и реальные проблемы.