Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

1916 год - год основания национальной автомобильной промышленности.

Как известно из учебников истории, широкомасштабная индустриализация началась в 1928 году со стартом первой пятилетки. К этому времени отгремели внутрипартийные баталии в ВКП(б), и та часть коммунистов, которая выступала за развитие СССР по пути НЭПа была раздавлена сторонниками жесткой централизации экономики. На эту борьбу и на преодоление прочих трудностей послевоенного периода понадобилось больше десяти лет. Это время кто-то может посчитать потерянным, а кто-то - необходимой передышкой перед рывком, но факт остается фактом - реальная индустриализация России, начавшаяся в 1916 году, была прервана событиями 1917 года и потеряла темп на целых 12 лет.  Мало кто знает, что на самом деле один из самых значительных этапов индустриализации царской России стартовал в 1916 году. Но планам правительства Николая II превращения аграрной России в полноценную индустриальную державу не суждено было сбыться в задуманные сроки...


К 1916 году на вооружении Российской армии состояло 16 типов самолетов. Из них только два были отечественной конструкции, из девяти моторов - только один наш. С автомобилями была такая же ситуация. Единственный российский производитель автомобилей - рижский "Руссо-Балт" мого производить не более 300 машин в год. Да и близость к фронту не сильно способствовала росту темпов производства. Все сложные детали и узлы завозились из-за границы, что в условиях военных действий было весьма проблематично. Не хватало ни квалифицированных специалистов, ни рабочих. На фоне стремительно опережающей Россию автомобильной и авиационной промышленности европейских стран появилась насущная необходимость для повышения обороноспособности страны .

В таких условиях в конце 1915 года по предложению Центрального военного комитета было принято правительственное решение об образовании национальной автомобильной промышленности. А в феврале 1916 г., Главное военно-техническое управление подписало с промышленниками, интересующимися автомобилестроением контракты на строительство нескольких автомобильных заводов общей производительностью 7500 машин в год. Наконец, 21 февраля 1916 года император Николай II утвердил решение ГВТУ и Совета министров.

Интересно, что немного ранее, 9 февраля, было высочайше утверждено постановление об образовании Русского акционерного общества "Шарикоподшипник СКФ". Первый в России подшипниковый завод предназначался для обеспечения потребности строящихся автомобильных гигантов.  

Надо понимать, что основные мощности "автомобильных" заводов предназначались совсем не для выпуска гражданских машин точно так же, как советские тракторные заводы не собирались выпускать исключительно мирные трактора. Как минимум, на двух заводах из запланированных строились и авиасборочные цеха.

Итак, было одобрено строительство следующих заводов:
  1. Завод Рябушинского (АМО) в Москве
  2. Завод Лебедева в Ярославле
  3. Русско-Балтийский в Филях
  4. Завод Аксая в Ростове-на-Дону
  5. Русское Рено в Рыбинске
  6. КЗВС на Ярославском шоссе (сейчас - г. Королев)
Ни один из этих заводов не был достроен в намеченные сроки в силу известных событий 1917 года. В 1918 году они были национализированы, как крупные стратегически важные предприятия, а  17 февраля 1919 года эти и прочие немногочисленные автопредприятия были объединены в один трест, который занимался ремонтом автотехники.