Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Техника Великой Депрессии и Сталинской индустриализации. Трактор Caterpillar Sixty

Определенно, Caterpillar Sixty является наиболее известным из всех американских гусеничных тракторов - олдтаймеров. 

С чего все начиналось

Best Manufacturing Company (также известная под именем Daniel Best Company) была основана в 1871 году Даниэлем Бестом в San Leandro, Калифорния. Производя в начале лишь портативные зерноочистители, вскоре компания решается на выпуск более серьезной техники. В 1890 году компания покупает права на производство парового двигателя Ремингтона и начинает выпускать целый спектр фермерской техники на паровой тяге, включая паровые трактора и комбайны.

В 1908 году компания была выкуплена Holt Manufacturing Company. Тогда сын основателя проданной компании, C.L. Best, создает собственную компанию под названием C. L. Best Gas Traction Company, занявшуюся выпуском тракторов с бензиновыми двигателями. Компания Беста приобрела права на производство одного из самых первых гусеничных тракторов Lombard Log Hauler, тем самым начав производство своих знаменитых тракторов на гусеничном ходу.


Позже, в 1925 году, жесткая конкуренция с компанией Fordson все-таки заставила C.L. Best пойти на слияние с Holt Manufacturing Company, в результате чего и сформировалась ныне широкоизвестная Caterpillar Tractor Company.


Трактор-легенда Cat Sixty

Трактор Best 60 образца 1919 года.
Первоначально трактор был разработан и построен в C.L. Best Tractor Company и начал свою службу в 1919 году под названием Best 60. 
Когда в 1925 году произошло слияние C.L. Best и Holt Manufacturing Company, в результате чего образовалась Caterpillar Tractor Company, трактор Best 60  был переименован в Caterpillar Sixty. Трактора, выпускаемые Holt`ом, получили несколько другие наименования: Caterpillar 2-Ton, 5-Ton и т.д.


Cat Sixty оказался настолько удачным проектом, что благодаря ему Caterpillar Tractor Company вполне успешно продержалась на плаву во время Великой  Депрессии, последовавшей за первой мировой войной.

Такие заложенные в
Best 60 конструктивные особенности, как использование во всех критически важных точках подшипников качения (всего - 36 штук), наличие многодисковых бортовых фрикционов и прочного каркаса, способного выдерживать значительные нагрузки, стали важным поворотным пунктом в эволюции гусеничного трактора. 
Трактор Best 60 образца 1919 года. Наше время.

Оригинальный Best 60 был оснащен бензиновым четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем с цилиндрами диаметром 6 ½ дюйма и 8 ½ - дюймовым ходом.


Двигатель в 35 тяговых лошадиных сил и 60 лошадиных сил на ремне при 650 оборотов в минуту был одним из самых медленных двигателей, когда-либо установленых на гусеничный трактор.  В 1923 году мощность двигателя была доведена до 40 лошадиных сил, также стала
серийно устанавливаться  трехскоростная коробка передач.

Машина весила 17500 фунтов, но к 1925 году масса машины была  увеличена до 20500 фунтов.
В свое время Sixty получил вполне заслуженную репутацию самого надежного трактора современности. Хотя первоначально он был разработан для сельскохозяйственной отрасли, постепенно Sixty стал популярным в качестве рабочей лошадки и для лесозаготовки, а также для горнодобывающей и строительной индустрии.

Cat Sixty на лесозаготовках

На ни одна застрявшая в грязи машина не обходилась без помощи Sixty - основного на тот момент эвакуатора по бездорожью. Возможность в отсутствие дорог тащить несколько прицепов на большие расстояния для доставки людей, строительных материалов, продовольствия и инвентаря в удаленные места сделало Sixty полноценной заменой лошадям и мулам.


После слияния 1925 года от  фирменных цветов C.L. Best - черного и золотого отказались  в пользу серо-красной схемы, принятой в новой Caterpillar Tractor Company.  

С бульдозерным отвалом конструкции 1925 года.

Cat Sixty изготавливался на фабике C.L. Best в Сан-Леондро, Калифорния до 1930. Основной завод в Пеории, штат Иллинойс, остановил производство модели в 1932 году.


К привычной ныне желтой цветовой схеме Caterpillar пришел лишь в конце 1931 года. Применено ли было это цветовое решение к уже устаревшим к тому моменту Cat Sixty, автору данной статьи неизвестно, тем более, что прежняя серо-красная расцветка еще какое-то время оставалась в ходу как опция. Таким образом, все или почти все трактора 60 серии были выпущены в сером цвете. 

Cat Sixty стал основой для первых дизельных тракторов компании Caterpillar Diesel Sixty в 1931 году и Diesel Seventy-Five в 33-м.
Caterpillar Sixty по-советски: "Сталинец 60"

Появление дизельных двигателей положило конец большим бензиновым тракторам, и Cat Sixty был в конечном счете постепенно выдавлен с рынка более технологичными младшими собратьями. Тем не менее, много экземпляров Cat Sixty неплохо сохранились и по сей день, и их часто можно видеть в США на тракторных и сельскохозяйственных шоу, и этот трактор, определенно, любимец среди американских коллекционеров тракторной техники.


В СССР Cat Sixty тоже потрудился на славу, но в несколько измененном облике, метризированный и под другим именем - Сталинец 60.  Выпускался  "советский Катерпиллер" на Челябинском тракторном заводе с 1933 по 1937 год, т.е. после того, как в США его выпуск был давно уже прекращен.



Использованные материалы:

1. Журнал Tracks&Treads, fall 2015.
2. Википедия. Статья "Сталинец-60".
3. http://tractors.wikia.com, статья "Best Manufacturing Company".
4. Гугл-книга "Caterpillar Chronicle" (https://books.google.ru/books?id=pTvLXD25AbQC&pg=PA34&lpg=PA34&dq=caterpillar+grey+color+schemes&source=bl&ots=r15xVTg7x9&sig=3RPu1YY17lQIBjQWry4Sxk0TBlE&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiV5Z-msabKAhVqz3IKHRJBC9IQ6AEIGzAA#v=onepage&q=caterpillar%20grey%20color%20schemes&f=true)