Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

#140. Американские "Паровые лопаты" фирмы Bucyrus и их русская копия - "Путиловец"

Экскаватор Отиса. Рисунок 1841 года.
История "паровых лопат" начинается в 1835 году, когда Вильям С. Отис (не путать с E. G. Otis - разработчиком эскалатора) разработал, а в 1839 и запатентовал первый в мире одноковшовый экскаватор.


Отис был партнером в фирме, занимавшейся строительством железных дорог. К сожалению, в том же 1839 году он скончался от тифа в возрасте 26 лет, так что полученный им патент пролежал в семейном архиве 40 лет без дела. Проблема была в том, что механизация землеройных работ имела в те годы крайне низкую популярность по причине наличия большого количества дармовой силы - рабов. Таким образом, применение паровых машин, которые и так были запредельно дороги, да еще и в сочетании со сложными и массивными грузоподъемными механизмами, требующими квалифицированного обслуживающего персонала, обходилось значительно дороже, чем использование многочисленных рабов.

Патент Отиса закончил свое действие в 1870 году, и сразу же несколько американских компаний начали производство "паровых лопат". Наиболее значительные - Osgood Dredge Company of Troy из Нью-Йорка (1875), Vulkan Iron Works из Толедо, Огайо (1882), Marion Steam Shovel & Dredge Company из Марион, Огайо (1884) и Bucyrus Foundry & Manufacturing Company из Бюсайрус, Огайо (1882).

Все вышеперечисленные компании можно считать основателями американской землеройной индустрии, и все они на сегодняшний день находятся под одним брендом - Bucyrus International Inc, будучи поглощенными этой фирмой в разные годы. Последним в 1997 году Bucyrus поглотила своего главного конкурента - Marion Power Shovel Company и стала крупнейшим американским производителем в своей области.

Bucyrus

История  Bucyrus начинается в 1880 г., когда в городе Бюсайрус (Bucyrus), штат Огайо, Даниил Р. Иллс, со своими друзьями и семьей основали фирму Bucyrus Foundry and Manufacturing Company.  Компания одной из первых в Америке начала заниматься паровыми землеройными машинами. Дела пошли хорошо и компания очень быстро встала на ноги.


Первый экскаватор Bucyrus
 В 1882 году первый экскаватор (тогда их было принято называть "паровая лопата" - steam shovel) Bucyrus покинул завод и продан на железную дорогу "Толедо&Огайо". Это была машина разработки конструктора  Джона Томпсона.


Следующий тип паровых экскаваторов Bucyrus был значительно модернизирован и в тоже время конструктивно более прост, т.к. имел всего одну основную подшипниковую опору стрелы - нижнюю. Вторая - наверху - была вспомогательной и не несла основной нагрузки. Наклон стрелы оставался постоянным.

Модель Bucyrus. Фото взято с сайта "Cranes Etc Co Uk"
Объемы строительства росли. Популярность механизированных землеройных машин росла как на дрожжах.

 77 экскаваторов Bucyrus работали на землеройных работах на строительстве Панамского канала - одной из самых сложных строек начала 20 века.


Рузвельт на кране Bucyrus на строительстве Панамского канала в 1906 году


Bucyrus в 1910 году на западе штата Вашингтон, США, на строительстве Худ-канала.
 
Увеличенный фрагмент предыдущей фотографии. Оператор крана за рычагами.

Еще один увеличенный фрагмент той же фотографии. Оператор ковша за работой.


Bucyrus 1903 года. Наше время.


 Видео. Тот же, что и на фото сверху, 65-тонный "Бюсайрус" 1903 года в работе. Наше время. 



 Конструкция


Конструкция крана была типична для того времени: стрела находилась на полуповоротной платформе, установленной на балки рамы, опирающейся на колесную тележку.

Модель Bucyrus. Фото взято с сайта "Cranes Etc Co Uk"

В конструкции стрелы применена однобалочная рукоять ковша с рейкой и двухбалочная стрела, также двойной полиспаст в системе подъема ковша. В качестве канатов используются цепи.


Модель Bucyrus. Фото взято с сайта "Cranes Etc Co Uk"

 
Паровой котел расположен в задней части платформы.

Модель Bucyrus. Фото взято с сайта "Cranes Etc Co Uk"

 

Модель Bucyrus. Фото взято с сайта "Cranes Etc Co Uk"


Паровые двигатели, соединенные с шестеренчатыми редукторами, расположены в средней части платформы. Вращение на приводные валы передается от редуктора посредством цепных передач.



 Путиловец - русский Бюсайрус


С 1903 г. на Путиловском заводе (Общество путиловских заводов, основано в 1801 г. Н.Путиловым) было организовано производство паровых экскаваторов "Путиловец" по чертежам американских Бюсайрус .

Всего до 1917 г. было по разным данным, выпущено от 32 до 37 экскаваторов с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3.


Паровой экскаватор "Путиловец" зав. №1 в Шапкинском карьере
«Путиловцы» наравне с импортной землеройной техникой успешно работали на постройке железных дорог – Сибирской, Северо-Донецкой, Казано-Екатеринбургской, Мурманской, Петербург–Орёл, а после революции – на стройках Турксиба, Днепрогэса, Магнитки и других стройках индустриализации.
Экскаватор "Путиловец" зав.№21 1913 года выпуска
Как видно из фотографий, конструкция практически не отличается от американского прототипа. Разве что бросается в глаза полузакрытая кабина оператора, расположенная на стреле - дань жесткому климату России, а может и технике безопасности: ведь натянутая как струна цепь - недалеко от головы.


Использованные материалы

1. Keith Haddock "Bucyrus: making the earth move for 125 years"
2. Eric C. Orlemann "Power Shovels"