Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Немецкая судостроительная компания DeSchiMAG и Советские судостроители

Впервые советские военные морские специалисты отправились в Германию в 1930 году с намерением закупить новейшие технологии и заключить договора о сотрудничестве в области строительства подводного флота. С голландской фирмой NV Ingenieurskantoor voor ScheepsbouwIvS»), позже вошедшей в группу "Дешимаг", удалось наладить контакты. Являясь по бумагам голландской, на деле фирма была германской. Голландское происхождение было необходимо для соблюдения условий Версальского договора, по которому Германия не имела права разрабатывать и производить военные корабли и подводные лодки.

Дешимаг, или DeSchiMAG, т.е. Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft, что переводится как "Немецкая корабле- и машиностроительная компания",  -  появилась в 1926 году, как результат сотрудничества восьми ведущих немецких верфей. В Дешимаг входили:

  • AG Weser
  • NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw
  • Vulkan-Werke Hamburg A.G., Hamburg
  •  Joh. C. Tecklenborg A.G., Wesermünde
  • AG Vulcan Stettin, Stettin
  • G. Seebeck A.G., Geestemünde
  • Actien-Gesellschaft "Neptun", Rostock
  • Nüscke & Co. A.G., Stettin
  • Frerichswerft A.G., Einswarden

18 января 1931 года приказом Центрального правления Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь» было создано Бюро специального судостроения – ЦКБС. Целью создания было решение задачи «централизованного выполнения проектно-конструкторских работ по военному кораблестроению в целях ускорения возрождения и дальнейшего развития Морских Сил РККА».

В 1932 году на базе ЦКБС было создано три проектных бюро: ЦКБС – 1, ЦКБС - 2 и ЦКБС-3.
ЦКБС-1 занималось созданием надводных кораблей, ЦКБС-2 — подводных лодок, ЦКБС-3 — вооружения. Тогда же приказом наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова  в Ленинграде были созданы пять научно-исследовательских морских институтов: военного кораблестроения (НИИВК), артиллерийский (АНИМИ), минно-торпедный (НИМТИ), связи (НИМИС) и химический (НИМХИ).

справка по ЦКБС-1: В 1930 г. из техбюро Северной верфи было выделено Бюро специального проектирования судов (БСПС), которое в 1931 г. было преобразовано в ЦКБС-1, затем в ЦКБ спецсудостроения. В 1936 г. получило наименование ЦКБ-17. Исторически Бюро тесно связано с Кировским (бывшим Путиловским) заводом.

справка по ЦКБС-2: В 1901 г. было основано техническое бюро подводного плавания Балтийского завода (Санкт-Петербург), которое в 1928 г. было преобразовано в Техбюро №4. С 1 апреля 1931 г. стало называться ЦКБС-2 с подчинением "Союзверфи", с 1936 г. – ЦКБ-18.

В том же 1932 году новая советская делегация морских специалистов в составе начальника отдела кораблестроения ВМС А. К. Сивкова, председателя Научно-технического комитета Управления ВМС (НТКМ) П.Ю.Юраса и его помощника В.Н.Перегудова едет в Германию уже с конкретной целью: наладить плодотворное сотрудничество с "IvS". С собой делегация везла конкретное задание для голландских конструкторов: разработать проекты подводных лодок водоизмещением 700 и 1200 тонн. Советской стороне был предложен проект подводной лодки "Е-1", строящейся для Испании.


В мае 1933 года для изучения проекта Е-1 командирова­ли группу специалистов в области подводного плавания — А.И.Зельтинга, В.Н.Перегудова, С.Г.Туркова, В.И.Говорухи­на, В.Ф.Критского, З.А.Дерибина, А.А.Толчинского и А.Г.Соколова. Советская делегация посетила фирму «Дешимаг» в Бре­мене (являвшуюся владельцем голландской "IvS"), а затем выехала в Карта­хену, где состоялись испытания достроен­ной Е-1.

По результатам испытаний было решено использовать проект "Е-1" как базу для создания советского прототипа. Причем сам проект Е-1 по сути являлся глубокой доработкой разработанной еще в 1918 году немецкой лодки проекта 51-а.

В апреле 1933 года "Дешимаг" заключает с "Союзверфью" договор о сотрудничестве. Подписание договора курировал сам С. Орджоникидзе. "Дешимаг" брался доработать проект "Е-1" в соответствии с требованиями советской стороны и разместить на германских предприятиях заказы на необходимые комплектующие для сборки новой подводной лодки, которые в СССР пока делать не умели: аккумуляторы, электро- и радиоприборы, эхолоты, гироком­пасы и другое дефицитное оборудование.

В результате совместной работы советских и немецких инженеров специального КБ, временно выделенного из ЦКБС-2 при Балтийском заводе в Ленинграде уже в начале 1935 советским заводам были предоставлены чертежи подводной лодки "Е-2" тип "Н" (немецкая) или серия IX. На лодке устанавливался немецкий дизель MAN М6 V49/48.  

С ростом возможностей советской промышленности появилась необходимость отказаться от импортных компонентов при производстве лодки. В следующей модификации IX-бис дизель был заменен на советский (модель 1Д  производства Коломенского завода), прочие ключевые узлы были также отечественного производства.

Тип "Н" был переименован с 1937 года в тип "С" (средняя или "Сталинец") .


В итоге плодотворного сотрудничества в направлении создания подводного флота на 1 января 1938 года подводный флот ВМФ СССР представлял собой грозную силу: 10 больших подлодок, 10 подводных минных заградителей, 78 средних подлодок и 52 малые подлодки, в то время как надводный состав ВМФ СССР был невелик — 3 линкора, 3 крейсера, 1 лидер и 17 эсминцев (авианосцев и тяжелых крейсеров не имелось).

Источники:
1. Список конструкторских бюро СССР:  http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/pri/data/ic_nomenrussiapri/10
2. http://gjrvic.livejournal.com/215659.html
3. История ОАО "Рубин" http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%A6/%D0%9A/%D0%91/-/%D0%A6%D0%9A%D0%91-18.html
4. История ВМФ СССР. http://www.50ism.com/blogsize/size/content.php?size=small&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%82_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0