Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Альберт Кан, фирма Albert Kahn, Inc и 500 советских заводов

Фирма архитектора Альберта Кана Albert Kahn, Inc. , расположенная в Детройте, США, с 1929 по 1932 год создала для СССР 521 (по другим данным - 571) промышленный объект.


 В апреле 1929 года руководитель «Амторга» Сол Брон подписал с «Albert Kahn Inc.» контракт стоимостью 4 млн. долларов на проектирование и строительство Сталинградского тракторного завода. Произведенные в США конструкции были доставлены и смонтированы в Сталинграде за 6 месяцев.

В феврале 1930 г. советским правительством был подписан договор с фирмой Кана, которая становилась главным консультантом СССР по промышленному строительству. Кану был предложен заказ на строительство промышленных предприятий стоимостью в два миллиарда долларов. (подробнее про оба контракта)

Все последующие проекты разрабатывались уже в Москве под руководством брата Альберта Кана Морица Кана. Московский филиал существовал до 1932 г. и официально назывался «Госпроектстрой». В нем работали 25 американских инженеров и около 2,5 тыс. советских. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. Через «Госпроектстрой» прошло в общей сложности около 4 тыс. советских специалистов. (подробнее про Госпроектстрой)

 По образцу «Госпроектстроя» была реорганизована вся система проектирования в СССР

После того, как советские проектировщики получили необходимый опыт, фирма Альберта Кана была благополучно выпровожена из СССР, его имя и американский отпечаток индустриализации в целом, были вымараны из профессиональной литературы, а авторство всех разработок было приписано советским инженерам. В журнале "Архитектура СССР" в 1938 г. вышла статья "Хлестаковские откровения Альберта Кана" с опровержением его воспоминаний о сотрудничестве с СССР. Вот отрывок из статьи, отлично характеризующий настрой прессы по отношению к иностранным спецам тех лет:

Нам понятны побуждения г. Альберта Кана рядиться в павлиньи перья, когда он повествует о работе представителей фирмы в СССР: — ведь «реклама» — двигатель торговли». Нам понятны и чувства, его обуревавшие. В невиданно короткие сроки советские инженеры, архитекторы, техники, рабочие-строители, воодушевляемые великими идеями социализма, полностью овладели своим делом. «Героическая эпоха» в жизни фирмы Кан тем самым оказалась позади. Создав самостоятельно заводы, которые во всех отношениях могут поспорить с лучшими промышленными предприятиями США, советские строители невольно нанесли ущерб «коммерции» г. Кана.
 И уже намного позже, в 70-х годах, в книге, посвященной строительству ЧТЗ, было упомянуто имя Альберта Кана с положительной оценкой его деятельности и признанием его решающих заслуг в строительстве советской индустриальной базы.

Литература. 

1. Марк Меерович. Альберт Кан в истории советской индустриализации. (http://rulibs.com/ru_zar/nonfiction/meerovich/0/j0.html)
2. Уравнение с двумя неизвестными. Альберт Кан и Сол Брон. (ссылка)