Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   "Русский техник", а также смотрите на youtube:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Бережливость не роскошь, а средство выживания

Как бережливость нашла свое применение в промышленности и с чего началась бережливая революция.


Все было спокойно. Шла первая половина 80-х годов 20-го века. Ничто не предвещало беды. Заводы автомобильной "Большой тройки" исправно снабжали Америку и остальной мир легковыми автомобилями, лучшими в своем классе. Конечно, они были не идеальными: разве можно сделать идеальными такие сложные механизмы? Конечно, они иногда ломались. Но все же американцы гордились своей продукцией: "никто не сделает лучше нас",- думали они.



Но беда все-таки пришла. И откуда - из Японии! Из страны восходящего солнца и самураев на американский рынок стремительно вторглась японская автомобильная техника. Поначалу она даже не вызывала беспокойства у американских производителей: японские машины были дорогими. Да и кто стал бы покупать "кота в мешке"! Но цены постепенно снижались, а репутация машин росла: как ни странно, но эти чудные машины не ломались! Напрасно правительство и производители взывали к патриотизму американцев: все больше и больше простых людей выбирало японское. Призывы поддержать отечественного производителя ни к чему не привели: люди выбирали качество и дешевизну. Японские автомобили прочно завоевали огромный кусок автомобильного рынка США.

Что было делать американцам? Было два пути: создать проблемы японским компаниям в США через автомобильное лобби в правительстве или изучить причины успеха и повторить успех самим. Как ни странно, но победила разумная точка зрения и был выбран второй путь. Американцы создали специальный фонд и организовали исследовательский проект на базе Массачусетского Технологического Института.

С начала 1985 года проект стал развиваться. За несколько лет был тщательно исследован практически весь мировой автомобильный рынок. В процессе исследования японского опыта появился такой термин, как "Lean production". По-русски это можно приближенно перевести, как бережливое производство.  Автор этого термина - Джон Крафчик, один из активных исследователей успеха японских компаний в рамках вышеупомянутого проекта. Немногим позже появился и другой, более емкий термин - "Lean thinking" - бережливое мышление.

Итогом многолетних исследований, на которые было потрачено миллионы долларов, стала книга ведущих американских исследователей бережливых технологий Вумека, Джонса и Руса, вышедшая в 1990 году под названием: "Машина, которая изменила мир". Книга  мгновенно стала бестселлером и разошлась огромным тиражом.

Революция, которая пришла в индустрию, имела в своей основе новую парадигму, в корне отличавшуюся от принципов массового производства и делающую упор на:

-Командную работу
-Постоянный и честный обмен информацией
-Исключение потерь
-Эффективное использование ресурсов
-Постоянное совершенствование

Таким образом, оформилась новая эра - эра бережливого производства, пришедшая на смену эре массового производства. Доказательства этого перехода - в успехе компаний, полностью перешедших на новый принцип производства. Это, в первую очередь, - флагман японского бережливого движения - японская "Toyota", американские "Ford", "General Motors", "Boeing" и многие другие.

В основе успеха этих и других компаний - философия под названием"Lean Thinking", что по-русски звучит, как  Бережливое мышление. И бережливое мышление помогает не только производить автомобили, да и вообще не только производить, оно помогает жить. Следовать в обычной жизни правилам Бережливости - единственно верное решение для достижения плодотворной и полной жизни в современном конкурентном мире.

Нам, русским, тоже есть чем гордится. Алексей Капитонович Гастев, в 20-30-х годах будучи директором Института Труда и автором методики НОТ (Научной организации труда) опередил свое время, уже тогда обозначив основы бережливого отношения к труду и работе. К сожалению, его наработки стали в России изучаться на подобающем уровне только недавно, в отличие от японцев и американцев, своевременно изучивших классиков бережливости, таких как Гастев, Деминг, Таити Оно и вложивших огромные суммы в техническое и моральное перевооружение своей промышленности.

Литература.
1. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство. 
2. А.К. Гастев. "Как надо работать"
3. А.К. Гастев. "Трудовые установки"