Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Подводные лодки Российской Империи выпуска 1914-15 годов


По программе 1912 года  в Петрограде Балтийским заводом  было начато строительство 6 подводных лодок типа "Барс", а в Ревеле (ныне - Таллин) на заводе Ноблесснера - 12 аналогичных ПЛ. Все лодки строились по проекту И.Г.Бубнова.




Тактико-технические характеристики подводных лодок типа "Барс"

Длина - 67,97 м
Ширина - 4,27 м
Осадка - 4,11 м
Водоизмещение - надводное - 650 тонн, подводное - 780 тонн
Силовая установка - 2 дизеля по 250 л.с. ; 2 электродвигателя по 450 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 9,5 узлов ;
                   экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 5 узлов.
Дальность плавания - в надводном положении - 1900 миль при 6 узлах, от 850 до 900 миль при 11 узлах  ; в подводном положении - от 95 до 100 миль при 5 узлах, 30 миль при 9,5 узлах
Вооружение - 4 тр. 457мм торпедных аппарата, 8 торпедных аппаратов Джевецкого, 1 - 57мм ; 1 - 37мм ; 1 - 7,62мм.
Экипаж - 34 человека
Время погружения - 2 минуты
Запас плавучести - 20 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров.

Балтийский подводный флот

Петроградские лодки назывались  "Барс", "Вепрь", Волк", "Гепард" - для Балтийского моря, "Змея", "Единорог" - для Дальнего Востока. Ревельские - "Львица", "Тигр", "Кагуар", "Тур", "Язь", "Леопард", "Ягуар", "Пантера" - для Балтийского моря, и "Ерш", "Форель", "Рысь", "Угорь" - для Дальнего Востока. Все лодки имели водоизмещение 650 тонн.

С началом войны пришлось урезать программу строительства и сократить количество лодок с одновременным ускорением сроков их сдачи. Однако война внесла свои коррективы не только в сроки сдачи. Германия, которая должна была поставить дизельный двигатель для первой подводной лодки Балтийского завода, заказанный у фирмы Круппа, естественно, этого сделать не могла по вполне понятным причинам - она стала врагом. Завод Фельзер в Риге должен был изготовить двигатели по чертежам Круппа для остальных двух, но ввиду того, что некоторые детали двигателя все же приходилось заказывать в Германии, производство встало и там.

Было принято решение установить на три лодки Балтийского завода двигатели, снятые с амурских канонерских лодок, что сдвинуло сроки испытаний этих трех подводных лодок: двух первых - к концу апреля и третьей — к июню 1915 года.

Готовность трех лодок, строящихся на заводе Ноблесснера в Ревеле, также была отложена до второй половины 1915 г.. Эти лодки планировалось снабдить двигателями русского производства, строящимися заводом Нобеля в Петрограде.



Подводные лодки Балтийского Флота

"Барс"

Заложена 15 сентября 1913 г.
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября  1913 г.
Спущена на воду 20 мая 1915 г.
Вступила в строй 12 июля 1915 г.



Участвовала в 1-й мировой войне в поисковых и разведывательных действиях, обеспечении и прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота

Совершила 15 боевых походов.

Погибла в мае 1917 г. на позиции в Балтийском море. Причина гибели неизвестна. По немецким данным дата гибели - 8 мая 1917 в районе Хефринга.


"Гепард"

Заложена 15 сентября 1913 г. и
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября  1913 г.
Спущена на воду 20 мая 1915 г.
Вступила в строй 12 июля 1915 г.

Участвовала в 1-й мировой войне в поисковых и разведывательных действиях, обеспечении и прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота;

Совершила 15 боевых походов.

8 ноября 1915 г. ночью столкнулась с английской подводной лодкой «Е.9», получив серьезные повреждения, осталась на плаву и возвратилась в Ревель для ремонта.

Погибла в октябре 1917 г. по неизвестной причине на позиции в Балтийском море.

"Вепрь"

Заложена 15 сентября 1913 г.
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913. г.
Спущена на воду летом 1915 г.,
Вступила в строй 3 сентября 1915 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно - заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам;

Совершила 11 боевых походов.

20 июня 1916 г. потопила торпедами германский пароход «Sirta»
28 июля 1917 г. потопила пароход «Friedrich Karou»
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ
7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
В 1919 г. участвовала в обороне Петрограда
13 июня 1922 г. выведена из боевого состава.
Сдана для демонтажа 16 июня 1926 г.


"Волк"

Заложена 15 сентября 1913 г.
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду 25 октября 1915 г.
Вступила в строй 14 апреля 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно - заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам;

Совершила 9 боевых походов.

15 мая 1916 г. уничтожила в Норчепингской бухте германские пароходы «Gеrа» (4300 т), «Bianka» (1800т) и «Colga» (2500т)

7 июля 1916 г. потопила транспорт «Dorita» (6000 т) с грузом железной руды

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
19 июля 1919 г. атаковала в Копорском заливе английские эсминцы.
В 1920-1923 гг. прошла капитальный ремонт.
В 1925 г. переклассифицирована в учебную подводную лодку.
11 марта 1935г. разоружена и исключена из состава РККФ.
11 октября 1935 г. сдана для разборки на металлолом.

"Львица"

Заложена 3 июля 1914 г. на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» для достройки
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду 10 октября 1915 г.
Вступила в строй 10 июня 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника)

Совершила 5 боевых походов.

Погибла в июне 1917 г. по неизвестной причине на позиции в Балтийском море.
Обнаружена в 1995 г. обнаружена у острова Готланд на грунте шведскими спасателями.

"Пантера"

Заложена 15 сентября 1913 г. на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» для достройки
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду 16 апреля 1916 г.
Вступила в строй 23 июля 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно - заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам;

Совершила 10 боевых походов.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ
11 января 1935 г. - вошла в состав в состав КБФ
7-18 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
31 августа 1919 г. в районе острова Сескар атаковала два английских эсминца, один из которых затонул.
В 1920 г. и 1924 г. прошла капитальный ремонт.
с 31 декабря 1922 г. - получила название "Комиссар".
В 1933-1935 гг. единственная из лодок типа "Барс" прошла глубокую модернизацию. Установлены две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, что существенно улучшило живучесть подводной лодки. Установили новые двигатели Дизеля, мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, новую аккумуляторную батарею, новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки по типу ПЛ "Щ", установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов.
15 сентября 1934 г. - получила название Б-2.
10 января 1940 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку
7 мая 1943 г. разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок КБФ.
15 февраля 1946 г. вошла в состав 8-го ВМФ.
16 мая 1949 г. получила название ПЗС-1
22 июля 1955 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа.

 "Рысь"

Заложена 3 июля 1914 г. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле.
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду 13 апреля 1916 г.
Вступила в строй 4 ноября 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне:  несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам.

Совершила 6 боевых походов.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а7-15 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт.
В 1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт.
31 декабря 1922 г. - получила название Большевик (бортовой № 7).
15 сентября 1934 г. - получила название Б-3.
25 июля 1935 г. во время ночной торпедной атаки протаранена и потоплена со всем экипажем линейным кораблем «Марат»  в Финском заливе.
2 августа 1935 г. поднята спасательным судном «Коммуна», отбуксирована в Кронштадт.
в 1951 г, на базе «Главвторчермета» в Ленинграде разделана на металл.


"Кугуар"


Заложена 3 июля 1914 г. на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» для достройки
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду 1916 г.
Вступила в строй 22 декабря 1916 г.

Совершила 1 боевой поход в 1-й мировой войне.
Участвовала в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а 9-16 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт.
с 9 сентября 1918 г. находилась в Кронштадтском военном порту.
в июне 1922 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в блокшив.
27 сентября 1926 г. сдана для демонтажа.

"Единорог"

Заложена 1 августа 1915 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» для достройки.
Зачислена в списки кораблей Сибирской Флотилии 18 марта 1914 г.
Спущена на воду летом 1916 г.
Вступила в строй 22 декабря 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 2 боевых похода.
Участвовала в Февральской революции.

11 июля 1917 г. при следовании из Ганге (Ханко) на позицию в районе острова Эре,  выскочила на камни. При буксировке затонула.
24 сентября 1917 г. поднята спасательным судном «Волхов» и отбуксирована в Гельсингфорс (Хельсинки) для ремонта.
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ
25 февраля 1918 г. не завершив ремонт, с целью предотвращения захвата германскими войсками была спущена на воду и вместе с другими кораблями уведена из Ревеля. При буксировке от ударов о льды в корпусе появились трещины, и вода стала поступать в лодку. Дифферент на корму все более увеличивался и, наконец, лодка встала почти вертикально и затонула в районе маяка Кокшер.

"Леопард"

Заложена 3 июля 1914 г. на заводе «Ноблесснер» в Ревеле.
Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Спущена на воду летом 1916 г.
Вступила в строй 28 декабря 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 5 боевых походов.
Участвовала в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а затем в Кронштадт.
с октября 1918 г. по 1921 г. находилась в Кронштадтском военном порту.
в 1921 г. и 1925 г. прошла капитальный ремонт.
с 31 декабря 1922 г. - получила название Красноармеец (бортовой № 4).
в 1932 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку.
с 10 декабря 1932 г. - получила название У-3.
с 15 сентября 1934 г. - получила название Б-7.
8 марта 1936 г. разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
29 декабря 1940 г. исключена из списков плавсредств ВМФ.
в 1951 г. на базе «Главвторчермета» в Ленинграде разделана на металл.


"Змея"

Зачислена в списки кораблей Сибирской Флотилии 18 марта 1914 г.
Заложена 4 июля 1915 г. на Балтийском заводе в Петрограде.
Спущена на воду в конце 1916 г.
Вступила в строй 27 марта 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 2 боевых похода.
Участвовала в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
в конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревель-Гельсингфорс-Кронштадт.
с октября 1918 г. по 1923 г. находилась в Кронштадтском военном порту.
с 31 декабря 1922 г. - получила название Пролетарий (бортовой № 6)
в 1923-1925 гг. прошла капитальный ремонт.
10 декабря 1932 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку, получила название У-2.
11 марта 1935 г. разоружена, исключена из состава РККФ.
в 1946 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.


"Угорь"

Зачислена в списки кораблей Сибирской Флотилии 18 марта 1914 г.
Перечислена в состав БФ 27 февраля 1915 г.
Заложена 4 июля 1915 г. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле.
Спущена на воду 22 октября 1916 г., отбуксирована на Балтийский завод в Петрограде для достройки.
Вступила в строй 1 мая 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 2 боевых похода.
Участвовала в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
9-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
27 марта 1920 г. затонула на Неве во время ледохода, но была поднята, разоружена и сдана в Кронштадский военный порт.
23 сентября 1924 г. в Кронштадте выброшена на берег во время наводнения.
29 мая 1925 г. передана для демонтажа.


"Тур"

Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Заложена 3 июля 1914 г. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле.
Спущена на воду 20 мая 1916 г.
Вступила в строй 8 августа 1917 г.


Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 3 боевых похода.
Экипаж ПЛ участвовал в Февральской революции.

25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.
4-11 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В первый же день, с наступлением темноты, ПЛ повредила носовую оконечность при ударе о корму броненосца "Республика". Броненосец давал задний ход, чтобы с разгона форсировать ледяные поля с ходу. В дальнейшем лодка шла  на буксире у ледокольного буксира "Силач".
с 15 августа по 13 сентября 1918 г. находилась в Ладожском озере.
27-28 ноября 1918 г. совершила первую боевую операцию Советского подводного флота - произвела разведывательную операцию на Ревельском рейде.
с 31 декабря 1922 г. - получила  название Товарищ (бортовой №3)
В 1924 г. прошла капитальный ремонт.
4-7 августа 1930 г. нанесла визит в Копенгаген (Дания) совместно с "Ягуаром".
с 15 сентября 1934 г. - новое название Б-8.
8 марта 1936 г. выведена из боевого состава; разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
29 декабря 1940 г. исключена из списков плавсредств ВМФ и поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол.
в 1949 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.


"Ягуар"

Зачислена в списки кораблей БФ 28 сентября 1913 г.
Заложена 3 июля 1914 г. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле.
Спущена на воду в конце 1916 г.
Вступила в строй 12 октября 1917 г.

Экипаж ПЛ участвовал в Февральской революции.
25 октября 1917 г, вошла в состав Красного БФ
7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
в 1921-1923 гг. прошла капитальный ремонт.
с 31 декабря 1922 г. - получила название Краснофлотец (бортовой № 8).
4-7 августа 1930 г. нанесла визит в Копенгаген (Дания) совместно с "Туром".
8 марта 1936 г, выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.
в годы ВОВ поддерживала боевую деятельность подводных сил флота.
3 ноября 1956 г. передана для разрезки на металл.

"Язь"

Зачислена в списки кораблей Сибирской Флотилии 18 марта 1914 г.
Заложена 3 июля 1914 г. на заводе "Ноблесснер" в Ревеле.
Спущена на воду осенью 1917 г., отбуксирована на Балтийский завод в Петроград для достройки.
Достроена не была.

В 1925 году продана германской фирме для демонтажа и разделки на металл.


Черноморский подводный флот


На 1914 год на стапелях черноморских судостроительных верфей Российской Империи находилось шесть подводных лодок  водоизмещением 600 тонн каждая.

Три из шести - конструкции генерал-майора Бубнова, типа "Морж" — «Нерпа», «Тюлень» и «Морж»,  — строились отделением Балтийского завода в г. Николаеве. Комплектовались они двигателями Дизеля, изготовлявшихся на заводе Круппа в Киле, и электрическими батареями французской фирмы Мэто, имеющей производство в Петрограде. Строительство этих трех подводных лодок началось 25 июня 1911 года, часть деталей корпуса и оборудования изготавливалась на Балтийском заводе в Петербурге и высылалась в Николаев для окончательной сборки



Крупным недостатком этого типа подводных лодок являлись большая длительность заполнения концевых цистерн главного баласта (около 3 мин), неудачная система вентиляции - при заполнении цистерн главного балласта поднимались фонтаны воды до 10 метров, отрицательное влияние бортовых вырезов для минных аппаратов Джевецкого на мореходные качества лодок и отсутствие водонепроницаемых переборок внутри корпуса.

Вооружение – два носовых и два кормовых торпедных аппарата производства завода "Г.А.Лесснер" и восемь наружных решетчатых аппаратов системы Джевецкого.

Для пополнения запасов воздуха на лодках типа "Морж" имелось два компрессора - носовой производительностью 200 л/ч  английской компании "Элуил" и кормовой производительностью 500 л/ч  шведского завода Людвигсберга. Кроме электрического привода, компрессора также имели аварийный привод от 45-сильного вспомогательного двигателя (динамо-машина).

Ход в надводном положении обеспечивали два 4-цилиндровых четырехтактных дизеля мощностью 250 л.с. каждый,  при 350-360 оборотах в минуту. Полного запаса топлива находившегося в специальных цистернах (54,4 тонны) хватало на 2600 миль хода при скорости 10 узлов без учета зарядки аккумуляторной батареи.

Для обеспечения подводного ход было установлено два электромотора постоянного тока напряжением 120 вольт, мощностью по 500 л.с.

Крупп запоздал с дизелями, сдача которых была намечена на осень 1914, так что начавшаяся война фактически лишила возможности получить эти двигатели. Отечественные фирмы оказались неспособны изготовить двигатели с требуемыми параметрами, и было принято решение снять дизели с канонерских лодок Амурской флотилии. Снятые двигатели оказались менее мощными, но вполне устроили кораблестроителей, так как обеспечивали приемлимую скорость 10,8 узлов и запас хода в 2500 миль.

Первая таким образом доделанная лодка, "Нерпа", в конце декабря 1914 года самостоятельно перешла из Николаева в Севастополь, где приступила к испытаниям.

Еще одна загвоздка возникла с аккумуляторными батареями "Мэто". Аккумуляторная батарея емкостью 2155 А-ч, состояла из 240 элементов, масса батареи составляла 170 тонн. В апреле 1914 -го на заводе Мэто в Петрограде произошел сильный пожар, уничтоживший как производственные цеха, таки и все аккумуляторные батареи кроме одной, которая и была установлена на "Нерпу". Батареи были тотчас заказаны на заводе Мэто в Париже, но начавшаяся война затруднила как изготовление батарей, так и их доставку в Россию.

Ввиду невозможности установить аккумуляторные батареи "Мэто", на две остальные подводные лодки были установлены менее мощные батареи, вследствие чего радиус подводного плавания лодок уменьшился с запланированных 120 до 85 миль.

Дизели на подводную лодку "Нерпа" установили в ноябре 1914 году, на подлодке "Тюлень" монтаж дизелей и погрузка аккумуляторной батареи были завершены в январе 1915 года, а на "Морж" – в марте того же года.

Эти три первых лодки конструкции Бубнова стали первыми подводными лодками Черноморского Российского Флота, предназначенными для боевых действий в открытом море.

Три другие подводные лодки «Нарвал», «Кит» и «Кашалот» типа "Голланд", строящиеся в Отделении Невского завода в г. Николаеве  также не получили дизельных двигателей, заказанных перед войной в Нюрнберге.

Для них были приобретены дизельные двигатели в Америке, доставленные через Владивосток. Двигатели должны были обеспечивать ход 13 узлов и радиус действия в 2500 миль. Аккумуляторные батареи "Мэто" к середине 1915 года стали прибывать из Франции, так что к августу 1915 года лодки были готовы.

Неудача постигла подводный заградитель "Краб", практические показатели хода и остойчивости которого не устроили комиссию, вернувшую его на завод для переделки. После многочисленных доводок, "Краб" вступил в строй и успел сделать три постановки мин до того, как перешел в состав Красного флота, а затем - германского. В апреле 1919 года вместе с ПЛ "Орланом", "Китом"  и "Гагарой" был затоплен англичанами на внешнем рейде севастопольской бухты.

Кроме вышеозначенных лодок, четыре подводные лодки были доставлены на Черное море по железной дороге из Владивостока: "Скат", "Налим", "Щука" и "Сом". Правда, лодки эти были предназначены для действия только вблизи своей базы.

На итальянском заводе Фиат в Специи в начале 1914 года Россией было заключено соглашение о приобретении 252-тонной подводной лодки типа Фиат, и летом 1914 года были уже начаты приемные испытания командированной в Италию комиссией. Общая стоимость ПЛ с доставкой в Севастополь составляла 687, 5 тыс. рублей. Оплату договорились произвести после приемки и прибытия ПЛ в Севастополь.

22 июня 1914 года ПЛ "Святой Георгий" спустили на воду в высокой степени готовности. В тот же день состоялись пробы электромоторов на швартовах. 2 июля начались испытания в присутствии российской комиссии, в том числе и командира ПЛ лейтенанта Д.Д.Кочетова. Обе стороны торопились, но до приемки дело не дошло – 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии, через 4 дня Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война.

Морское министерство пыталось дипломатическим путем добиться перевода ПЛ в ближайший французский порт, однако правительство Италии закрыло выход из Специи, описало завод. Ссылаясь на соответствующие статьи Гаагской конференции, оно подтвердило невозможность продажи корабля воюющей державе. Российский военный агент (атташе) В.И.Дмитриев писал, что: “… это ставило завод в невозможность исполнения желания нашего министерства прямым и легитимным путем…”

Интересно, что русскому командованию удалось добиться от завода "Фиат" согласия не продавать эту лодку Турции, о чем свидетельствует отчет Морского министерства [2], а к 1 января 1916 года построить такую же для русского флота.

23 сентября 1914 года собственный корреспондент Петроградского телеграфного агентства в Риме телеграфировал:

«С судостроительной верфи «Фиат» в Специи угнана подводная лодка, строящаяся по заказу русского флота. Похитителем является отставной итальянский морской офицер Беллони, известный своим франкофильством и русофильством.
Им оставлено на имя правления верфи письмо, в котором он просит отложить окончательное суждение о его поступке, обещая прислать объяснение из первого же порта. Знающие его лица говорят, что Беллони спокойный, уравновешенный человек. Правление верфи, как это ни странно, узнало о пропаже только спустя 8 часов. Итальянское правительство открыло по этому делу следствие».
28 сентября корреспондент ПТА передал следующее:
 «Отставной мичман Анжелло Беллони, угнавший с верфи «Фиат» подводную лодку, строящуюся для русского флота, заявил о своем намерении поднять на ней российский флаг и вступить в войну против Германии на стороне Российской империи».
А дело было так:  в начале октября 1914 г. командир заводской команды ПЛ “43” мичман запаса Анжело Беллони привел ПЛ вместе со сдаточным экипажем сначала к берегам французского острова Корсика, а затем направился в сторону британского острова Мальта. Однако из-за разыгравшейся непогоды и недовольства команды, боявшейся лишиться работы, пришлось возвратиться на Корсику.  ПЛ вернули заводу.

По другим источникам [8], у порта Аяччо лодку перехватил французский эсминец Сhasseur, и она была возвращена в Специю.



 "Аргонаута" во время испытаний

18 февраля 1915 г. ПЛ вошла в состав итальянского ВМФ под названием “Арганаута” Она участвовала в боевых действиях на Средиземном море и рискованных походах по разведке минных заграждений. 28 марта 1928 г. была исключена из списков флота Италии.

По слухам [7], карьера Анжело Боллони также удалась, и, будучи профессиональным подводником, он, якобы, сыграл не последнюю роль в подрыве "Новороссийска", бывшего итальянского флагмана "Джулио Чезаре".

С подводными лодками, заложенными в 1915 году на черноморских верфях, судьба также зло пошутила.

В августе 1915 года отделением Балтийского завода в Николаеве были заложены две ПЛ типа "Барс": "Гагара" и "Утка". После оккупации Крыма германскими войсками в 1918 году, "Гагара" вошла в состав ВМС Германии на Черном море. После захвата лодки английскими войсками в апреле 1919 года она была затоплена близ Севастополя. "Утка" также находилась в составе ВМС Германии, но после захвата англичанами была передана ими в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии. Затем попала при отступлении из Крыма в Стамбул, а затем, в конце 1920 года - во французский Тунис, где в конце 20-х была разрезана на металл.

Еще четыре подводные лодки типа "Барс" были заложены в октябре 1915 года на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей в Николаеве. Это "Буревестник", "Орлан", "Пеликан" и "Лебедь". Две последних не были достроены, и при отступлении белогвардейцев были затоплены на подходах к одесскому порту. "Беревестнику" и "Орлану" повезло больше - им удалось в 1918 году послужить в германском ВМС под именами US 1 и US 2. После ухода немцев "Буревестник" повторил судьбу "Утки", вместе с которой был уведен Белой Гвардией сначала в Стамбул, а затем французами - в Тунис.

 Российские подводные лодки "Утка" и "Тюлень" в Тунисе перед разрезкой на металл

А "Орлан" повторил путь "Гагары" и был затоплен англичанами близ Севастополя в апреле 1919 года.



Источники

1. О ПЛ типа "Барс". http://www.navy.su/navysub1917/bars/
2. Отчет Морского министерства за 1914 год. http://istmat.info/node/25889
3. ПЛ периода до 1917 года. http://www.navy.su/navysub1917.htm
4. ПЛ типа "Морж". http://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43881207758/Podvodnyie-lodki-tipa-%22Morzh%22
5. Шнорхель на подводных лодках. http://lemur59.ru/node/9290
6. Подводная лодка "Фиат". http://seaspirit.ru/flot/podvodnaya-lodka-svyatoj-georgij.html
7. Николай Черкашин. По следам "Святого Георгия".
8. ПЛ "Аргонаута", бывш. "Святой Георгий". http://u-boat-laboratorium.com/index.php?page=argonauta