Воспоминания М. Храпко об опытном заводе ЧТЗ

М.А. Храпко в 1984 году
Пилотный проект "Челябинсктракторстроя", опытный тракторный завод, начал строиться в мае 1930-го и был запущен в ноябре того же года для того, чтобы как можно скорее, до запуска основного производства, реализовать "в металле" и "отшлифовать" проект первого советского "Катерпиллера" - гусеничного трактора "Сталинец-60".


Михаил Алексеевич Храпко работал инженером сборочной группы опытного завода. Под его руководством на этом заводе был собран первый, "эталонный", образец трактора С-60. Также Михаил Алексеевич руководил сборкой первой серии из 13 таких же машин, но уже на основном производстве, в мае 1933 года.
 
Храпко провел 17 лет в тюрьмах и шарашках после ареста в 1937 году, а после освобождения стал одним из создателей «лунохода», работая в Ленинграде во ВНИИТМ – Всесоюзном НИИ транспортного машиностроения.
Имея за собой 83 года жизни, Михаил Алексеевич написал интереснейшие воспоминания. Двухтомная рукопись, снабженная уникальными фотографиями, хранится в библиотеке ЧТЗ.

Ниже приведена та часть его воспоминаний, которая касается исключительно опытного тракторного завода  в Челябинске. Отдельные фрагменты воспоминаний, не имеющие отношения к вышеозначенной теме, вырезаны для удобства восприятия оставшейся наиболее ценной и поучительной информации.



Представительства   ЧТС  (Челябинсктракторстроя) были в Москве, Ленинграде и Свердловске. Челябинский исполком выделил ЧТС Красные Казармы, двухэтажное здание бывшей богадельни, двухэтажное здание бывшего архиерейского дома, недостроенный 4-этажный дом N 44 на углу улиц Коммуны и Рабочекрестьянской (пр.Кирова) (на фото ниже - leanok.ru), несколько отдельных одноэтажных домов и недостроенное здание мясохолодильника, находящееся за городом, с одним небольшим рубленым домом и подсобными строениями. Часть работников ЧТС была поселена в домах местных жителей, с их согласия. Двухэтажная челябинская гостиница почти полностью была заселена работниками ЧТС.
"Инженерный дом" на Кирова, в котором жили иностранные специалисты ЧТС.



На территории  недостроенного мясохолодильника  находился  1 -й строительный участок ЧТС - строительство опытного завода, эскизный проект которого был утвержден ВАТО (Всесоюзное автотракторное объединение) 6 января 1930г. 

Строительство опытного завода началось в феврале1930 г.: на территории холодильника были построены два барака. В одном бараке разместились хозяйственники и строители, в другом - группа инженеров и техников, приехавшая из ленинградского ГИПРОМЕЗа и молодые специалисты - инженеры и техники, приехавшие после окончания вузов и техникумов прямо в Челябинск. В основном, одна молодежь: инженеры, кончившие на 1-2 года раньше вузы и успевшие где-нибудь поработать, считались у нас специалистами с опытом. Такими были Тарановский, Данилюк, Бибер и др. 

К бараку, где находились инженеры и техники, с торца пристроено было помещение со стеллажами, в котором находился разобранный трактор «Катерпиллер-60». 

К маю 1930 г. был заложен фундамент механосборочного корпуса опытного завода. Опытный завод строился для избежания «детских болезней» при пуске основного завода, какие испытыва-ли Сталинградский и Харьковский заводы. 

Окончание строительства и пуск опытного завода намечен был на конец ноября 1930 г. На покупку импортного оборудования для опытного завода было ассигновано около миллиона рублей. Заказы на импортное оборудование размещены были главным образом в Германии и Англии. Заказаны были универсальные станки, комплект которых обеспечивал возможность выполнять любые работы, что отвечало представлению опытного завода. Основные назначения опытного завода: подготовка кадров для основного завода; проверка чертежей трактора  в процессе выпуска тракторов на опытном заводе; выполнение в дальнейшем опытных работ по совершенствованию и модернизации трактора и выпуску первых тракторов новых моделей. Выпуск тракторов на опытном заводе имел большое значение для проверки обеспечения основного завода материалами и комплектующими изделиями. Опытный завод начинал требовать с заводов поставщиков, а их было около 350, за 2 года до пуска основного завода материалы, агрегаты, комплектующие изделия, необходимые для выпуска тракторов. Он пробивал дорогу, контролировал готовность заводов-поставщиков обеспечить своевременно снабжение основного завода всем необходимым для его нормальной бесперебойной работы.

Совершенно непонятно, почему в общем постановлении ЦКВКП(б) и правительства по строительству ЧТС было записано, что опытный завод должен выпустить: в 1931 г.-100 тракторов, в 1932 г.-169 тракторов, 269 тракторов до пуска основного завода в ноябре 1932 г, (как это было первоначально определено постановлением).  К сожалению, эта запись, совершенно нереальная и ненужная, сбивала работу опытного производства на погоню за количеством, но нельзя было даже заикнуться о том, что она не выполнима и не нужна.

В ноябре 1931 г. инженер-экономист Симонов (за правильность фамилии не ручаюсь)заявил на собрании, когда было совершенно очевидным, что программа не будет выполнена, сто тракторов е будет выпущено. Его ругали, обвиняли в том, что он расхолаживает, а немобилизует работников на выполнение задания. Из партии его не исключили, но выговор он получил.

Я начал работать в сборочной группе на опытном заводе. В группе было несколько инженеров и несколько рабочих; слесарь Гублин, тракторист С.Назаров, мастер Саркисов. Первая задача, которую я поставил себе - изучить трактор «Катерпиллер-60», его узлы, агрегаты, детали. На опытном заводе работало несколько американцев. Они приехали в Советский Союз как специалисты по трактору «Катерпиллер», большую партию которых закупил Зернотрест для обучения наших трактористов работе на этих машинах и уходу за ними. Несколько человек из этих американцев: мистер Том, мистер Ховиус и др. поступили на ЧТС и работали на опытном заводе Они получали зарплату долларами и советскими деньгами. Наиболее технически грамотным был мистер Том, у него был американский справочник SAE. Мы пользовались консультацией мистера Тома. Остальные американцы были рабочими, хорошо знавшими, особенно мистер Ховиус, сборку и разборку трактора «Катерпилер». У мистера Ховиуса был альбом на синьках сборки и разборки трактора «Катерпиллер» на английском языке. Кроме того, позднее появились фотографии сборки трактора на заводе «Катерпиллер» в городе Пиория, Иллинойс, где он собирался не на конвейере, а на тележках с деревянными рамами, которые передвигались по узкой колее рельсового пути вручную. К сожалению, эти снимки появились после того, как была разработана планировка сборочного цеха опытного завода и его грузоподъемное оборудование.
В этот период, в конце 1930 г., в стране были десятки ударных первоочередных строек, требовались огромные дополнительные ассигнования, на все стройки денег не хватало. Челябтракторострой плохо финансировался, был временно законсервирован. Много рабочих было переброшено в Магнитогорск. На 1 января 1931 г. на строительстве ЧТС осталось немного больше 4500 рабочих. За 1930 год на ЧТС прибыло 43 тысячи рабочих, а ушло 38 тысяч. За лето состав рабочих стройки сменился четыре раза. На собраниях говорили. что со стройки ушло 40 тысяч пар сапог.

Приближалось время пуска опытного завода в ноябре 1930 года. По проекту механосборочный корпус был выполнен с железобетонным каркасом, опорные колонны которого в продольном направлении связывали железобетонными балками, образуя 3 длинных пролета по длине корпуса. Корпус перекрывался деревянными фермами крыши (через два и три пролета). К сожалению, строительный проект не предусматривал никаких грузоподъемных средств, поэтому они были выполнены не лучшим образом: в сборочном цехе был один козловой и несколько поворотных кранов. Сборочный цех, примыкавший к механическому, занимал площадь 3 пролета (между колоннами) вдоль корпуса. В сборочном цехе были три участка(линии) сборки, расположенные поперек оси корпуса, направленные в сторону ворот цеха на среднем участке. Первый - участок сборки и испытаний двигателя на стендах фирмы «Маке Леве», изолированный от цеха перегородками. Второй (средний) - участок сборки коробки скоростей и общей сборки трактора; третий участок - сборка ходовой части (тележек и гусениц). По второму участку, по рельсам, перемещался примитивный козловой кран на 5 т. Посередине участка находился большой поворотный круг, который, по идее, связывал все участки сборки. На втором и на третьем участках были забетонированные  полуподставки, на высоте 0,5 метра, для площадок сборки тележек и коробки скоростей, соответственно, от которых шли (тоже забетонированные) спуски к поворотному кругу

Поворотный круг и по конструкции, и по выполнению был совершенно неработоспособен, его даже без нагрузки невозможно было повернуть. (Он вращался на литых чугунных шарах, совсем необработанных).

 Козловой кран получился неудачным, т. к. он по высоте был ограничен горизонтальными железобетонными балками, связывающими колонны, под которыми он должен был проходить. Передвижение крана по рельсам осуществлялось вручную: с обеих сторон крана были рукоятки, как  у ручных лебедок, которые рабочие должны были вращать синхронно, чтобы кран на ходу не перекашивало. Перемещать кран, особенно с грузом, было тяжело и не безопасно. Сейчас бы техника безопасности не разрешила на нем работать.

Подставки, забетонированные в пол, занимали много места. После пуска опытного завода, проведя необходимую подготовку, я под свою ответственность, силами сборщиков, выбросил поворотный круг, вырубил и тоже выбросил забетонированные площадки для сборки тележек и коробки скоростей и проложил узкую колею рельс для передвижения тележек с деревянными рамами для сборки коробок скоростей (как на заводе «Катерпиллер», по фотографиям). Цех стал лучше, просторнее и удобнее.
Начальство мои действия одобрило, а бухгалтерия была недовольна: поворотный круг стоил дорого и числился у них на балансе. Позднее я составил акт на его списание. Несколько позднее, с разрешения строителей, были вырублены 2 железобетонные балки, под которыми проходил козловой кран, и сам он был несколько переделан, для улучшения его работы

Последние месяцы перед пуском опытного завода были очень напряженными. Рабочие сутками не уходили из цехов. Для котельной еще не было достроено здание, а пар необходим для отопления и работы парового молота. Пришлось приспособить паровоз, использовать его пар.

Пуск опытного завода состоялся 7 ноября 1930 года, на 21 день раньше намеченного срока. Пуск опытного завода через 9 месяцев с начала его строительства (в феврале), является безусловно большим достижением За этот период на опытном заводе был проделана огромная работа: были выпущены чертежи трактора в дюймовом измерении для выпуска на опытном заводе двух первых тракторов, т к для них использовались комплектующие изделия с двух разобранных американских тракторов «Катерпиллер-60», которые имелись на опытном заводе, а они были изготовлены в дюймовой системе, принятой в США, были выпущены чертежи трактора в миллиметровой системе для выпуска всех последующих тракторов на опытном заводе, были выпущены чертежи необходимой первоочередной оснастки и режущего инструмента, а также технологического оборудования и грузоподъемных средств.
Позднее были получены чертежи трактора, выпущенные нашим проектным бюро в США, которые отличались от чертежей, выпущенных опытным заводом, по тем изменениям в конструкции трактора, которые внесло проектное бюро в США (например, замена клепаной рамы трактора на штампованную и др. ) Эту большую работу выполнили молодые инженеры и техники под руководством П М Данилюка и Герасимова.

Утром 7 ноября 1930 г все рабочие были на своих рабочих местах. Приемная комиссия, возглавляемая секретарем окружкома партии А. И. Финьковским и начальником строительства К. П. Ловиным, осмотрела все цехи завода. Было еще немало недоделок, но завод готов был к пуску. В 11 часов утра состоялся торжественный митинг.  Опытный завод вступил в строй действующих предприятий и получил задание к 15 февраля 1931 г выпустить два первых трактора.
Заготовки деталей для первых тракторов, выпускаемых на опытном заводе ЧТЗ, изготовили Златоустовский завод (3 отливки картеров двигателя, 3 отливки коробки скоростей и 3 заготовки коленчатого вала свободной ковки), завод им Колющенко (3 комплекта деталей стального литья) Детали на все последующие трактора, выпускаемые опытным заводом, начиная с третьего, изготавливал сам опытный завод. Обработка деталей трактора в механическом цехе началась раньше официального пуска завода 7 ноября.

Приспособлений, кондукторов, калибров и скоб не было, детали изготовлялись по разметке, измерения размеров деталей производились универсальными измерительными инструментами При сборке было много всякого рода пригонок. В этот период рабочие сборочного цеха работали больше как слесари, а не сборщики. В сборочном цехе работала, в основном, одна молодежь, частично проходившая различные ускоренные курсы обучения, частично впервые попавшая на завод без специальности и несколько опытных работников, бригадиров и мастеров.

В сборочном цехе работало несколько рабочих американцев. Я в институте изучал английский зык и теперь, общаясь с американцами, значительно лучше освоил язык: довольно свободно разговаривал с американцами. Кроме того, используя описание сборки трактора «Катерпиллер» на английском языке, принадлежавшее  Мистеру Ховиусу, я с его помощью перевел его на русский язык. Это была первая технологи сборки и разборки трактора «Катерпиллер» на русском языке. Позднее на была отпечатана автором (фамилию его не помню), который в предисловии выражает мне благодарность за предоставленный ему материал.

Время летело быстро. Механический цех плохо справлялся с изготовлением деталей для выпуска 2 тракторов к 15 февраля. Поэтому решено было сосредоточить все силы на выпуске одного трактора  к 15 февраля 1931 г. В январе был собран двигатель для первого трактора и коробка скоростей. К 15 февраля был собран на опытном заводе 1-й трактор. Напоминаю, что он был собран по чертежам, выпущенным в дюймовом измерении, с комплектующими изделиями и гусеницами, взятыми с одного из двух разобранных американских тракторов, находящихся на опытном заводе
15 февраля 1931 г. во второй половине дня все рабочие опытного завода, начальник ЧТС К.П.Ловин и другие собрались в сборочном цехе. Тракторист С.Назаров стал заводить двигатель. После нескольких попыток двигатель завелся, трактор выехал во двор и проехал несколько раз вокруг двора. Момент был торжественный. Все были рады, восторженно наблюдали за движением первенца. Начальство уехало, все быстро разошлись, поскольку был сильный мороз. Трактор остановился, и завести двигатель мы не могли, поэтому, боясь заморозить, спустили воду из радиатора и хотели затащить наш трактор на буксире американским трактором «Клетрак».  Это оказалось нелегко делать: гусеницы нашего первенца, забитые снегом, не вращались, а надо было его протащить через узкий тамбур ворот. Провозились мы до позднего вечера, все промерзли, пока нам удалось затащить наш первый трактор в цех. Н другой день выяснили, почему заглох двигатель и остановился трактор. Оказалось, что гусеницы были так сильно натянуты, что двигатель тянул трактор на I и II скорости, а когда тракторист Назаров включил III скорость, он двинулся с места хорошо, но на первом же бугорке двигатель заглох и трактор остановился. Когда отрегулировали натяжку гусеницы, трактор хорошо работал на всех скоростях

На опытном заводе постепенно собирали трактора, зимой ремонтировали трактора и автомашины,  за количеством тракторов не гнались. Главное внимание уделяли сборке «эталонного» трактора, все детали которого были выполнены точно по чертежам, разработанным проектным бюро в Детройте под руководством Гусева.  Все детали для эталонного трактора обрабатывали лучшие рабочие, под особым наблюдением мастеров и контролеров. Эти детали проходили через окончательный контроль.
В сборочном цехе выделили специальное помещение, отгороженное от цеха, назначили лучших сборщиков для сборки эталонного трактора и контролера сборки.  Кроме того, я выписал набор точных измерительных приборов и инструментов, которыми я сам проверял размеры деталей по чертежам. На сборке эталонного трактора присутствовали конструкторы. Производился замер всех зазоров, посадок и биений.

 В процессе сборки крупных ошибок в чертежах не было обнаружено, но мелких неувязок было несколько сотен, по ним были внесены соответствующие изменения и уточнения в чертежи. Это была хорошая проверка чертежей до начала выпуска тракторов на основном заводе. Очень часто на сборку эталонного трактора приходил мистер Терри, с которым я познакомился ближе и разговаривал с ним по-английски.

7 ноября 1932 г исполнилось два года опытному заводу, к этому дню была закончена сборка первого эталонного трактора. Опытный завод начал выпускать третий десяток тракторов. Все трактора были с гусеницами, детали которых были изготовлены и собраны на опытном заводе.
За время работы в механическом цехе, под руководством М.  Алексеева и инженера-технолога А. К. Глазунова,  и в сборочном цехе, начальником которого я был, образовался коллектив квалифицированных работников. В сборочном цехе немало было рабочих, знавших хорошо трактор и овладевших сборкой узлов и всего трактора, среди них такие, как Гублин, Макагон, мастер Рудаков, Семак и другие.  Мастер-распределитель Самкин, молодой парень, знал на память не только все номера деталей трактора, но и номера и размеры всех болтов и гаек, по сколько их идет и на какие сборочные узлы. Выросли прекрасные кадры, такие, какие именно нужны опытному производству. Часть рабочих и ИТР механического цеха уже были переведены на основной завод, который начал обрабатывать детали трактора и готовился к своему пуску .Дошла очередь включиться в работу основного завода и сборочному цеху опытного завода.
Макагон и Храпко на первом тракторе ЧТЗ

Я зашел в сборочный цех, собрал бригадиров и мастеров, рассказал о переводе на основной завод. Спросил их, знают ли все они, что им надо делать. Получив утвердительный ответ, попрощался со всеми и предупредил, что завтра пришлю список тех, кто мне необходим из них для работы на основном заводе с их знаниями и умением собирать трактор.   

До выпуска первого трактора  15 мая оставалось 8 дней и три недели - до пуска завода 1 июня, когда с конвейера в соответствии с постановлением правительства должны сойти 12 тракторов, заданные программой мая 1933 г.

 На фотографии, сделанной 1 июня (в день пуска ЧТЗ), первым трактором колонны управляет бригадир сборщиков Марк Яковлевич Макагон, рядом с ним (на снимке – справа) сидит М.А. Храпко. 

Источник - http://www.lib.csu.ru/vch/1/2000_01/007.pdf