Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   "Русский техник", а также смотрите на youtube:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Загадки истории. Николай Путилов и Джон Пенн

Джон Пенн. 1805-1878
Загадочное отзеркаливание отдельных  фрагментов биографии русского промышленника Путилова и английского инженера Джона Пенна наводит на абсурдные мысли. Уж не один ли это человек? Но будем серьезны, обратимся к источникам.

Н.И. Путилов. 1820-1880

Сначала немного истории для непосвященных. Для желающих разобраться подробнее рекомендую перечитать статью "Паровая флотилия русского промышленника Путилова". Если же коротко, то дело в следующем: Путилов в 1855 году был организатором срочного изготовления в частных мастерских Санкт-Петербурга 32 паровых 80-ти сильных двигателей системы англичанина Пенна для оснащения ими канонерских лодок для летней военной кампании на Балтике 1855 года. За основу, как нетрудно догадаться, был взят оригинальный морской двигатель Джона Пенна (Penn horizontal trunk engine), незадолго до войны привезенный из Англии. Двигатели - копии пенновского движка - удалось в короткий срок изготовить, и более того, - они  работали, и работали вполне удовлетворительно. Впрочем, двигатели были несложными, небольшими и, как выяснилось, оказались вполне по зубам русской промышленности. Здесь - немного подробностей и фотографий такого движка.

Этот патриотический подвиг Путилова хорошо известен и транслируется практически в каждой статье о нем. Не избежала этой участи и Википедия:
Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч».

В условиях англо-французской блокады Путилов, используя метод сетевого планирования, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков, из числа которые впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года.
(Источник - статья в Википедии о Путилове)
Далее в тексте статьи Википедии о Путилове упоминается о серебрянном венке с 81 листом, на каждом из которых было начертано название корабля и подрядчика, чей механизм и двигатель был установлен на ней. К венку прилагалось письмо заводчиков, с которыми тогда сотрудничал Путилов:
«В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н. И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить её. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».

(Источник - статья в Википедии о Путилове)
Википедия утверждает, что венок был подарен сразу после выполнения Путиловым миссии, одновременно с его повышением до старшего чиновника и вручением награды - ордена св. Станислава II степени.  Однако стилистика письма убеждает в том, что венок был преподнесен на похороны Путилова в 1880 году:
"На улицу вынесли серебряный венок - 81 дубовый лист в знак постройки 81 корабля в 1854-1855 годах. И словно послышался звук пароходных сирен этих судов, - и тех, что погибли, и тех, что продолжали свою службу, - как скорбный гимн в честь их создателя."

(Источник - http://samlib.ru/d/drjukow_j_n/put-gl1htm.shtml)
Но это детали. Важно другое. В Англии, и тоже во время похорон в 1887 году, правда не Джона Пенна (он умер в 1878-м), а Джозефа Витуорта, создателя стандарта нарезки резьбы и изобретателя первых высокоточных измерительных инструментов и приспособлений была озвучена следующая история. Некролог Витворту в "Таймс" 24 января 1887 года звучал так:

Когда началась Крымская война, сэр Чарльз Напье потребовал от Адмиралтейства 120 канонерских лодок с двигателями в 60 лошадиных сил для кампании 1855 года в Балтийском море. Времени было немного, всего 90 дней. Со строительством корпусов проблем не предвиделось - лодки небольшие и несложные. Однако с двигателями все было намного сложнее и Адмиралтейство были в отчаянии. Неожиданно покойный г-н Джон Пенн, озаренный гениальной мыслью, решил эту трудность, и решил ее довольно легко.

У него уже было пара готовых двигателей. Он разобрал их на части и распределил по лучшим мастерским в стране, заказав каждому цеху изготовить девяносто деталей, в точности повторяющих каждый предоставленный образец. Заказы были выполнены с неизменной точностью, и он успел получить девяносто комплектов двигателей за девяносто дней - это технический подвиг, на который великие континентальные державы тогда смотрели с удивлением, и это стало возможным только потому, что стандарты измерения Витворта к тому времени были установлены уже по всей стране.

(Перевод с англ. Источник - https://en.wikipedia.org/wiki/John_Penn_%28engineer%29)
Пенн произвел 90 комплектов двигателя для канонерок, это было первым случаем массового производства столь высокотехнологичных судовых двигателей. По настоянию Адмиралтейства стандарты измерения Витворта широко использовались в судостроении. К тому же Пенн был большим другом Джозефа Витворта, и постоянно использовал прецизионные инструменты и приспособления, разработанные им.

(Там же)
То есть, получается. что Путилов в России, а Пенн в Англии одновременно в одном и том же 1855 году решали одну и ту же задачу организации производства большой партии одних и тех же двигателей в один и тот же срок - в 90 дней. Только Пенн сделал за три месяца 90 движков, а Путилов - 32. Вот такие вот загадки преподносит нам история.