Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Трактора от Форда: дешевле только даром



Мистер Хаукинсон еще раз с географическим атласом расспросил меня о наших тракторных заводах и об их предполагаемой производительности. Он спросил меня, сколько тракторов мы производим сейчас. Я назвал ему программу Путиловского завода: „Три тысячи штук, – сказал я, – но будем производить на Сталинградсксм, Харьковском, Челябинском и Путиловском заводах 175 тысяч тракторов в год“. Отвечая на свои мысли и не глядя на меня, мистер Хаукинсон сказал: „Это не страшно. Ваши тракторы обходятся вам в пять раз дороже, чем Форду“.
Из книги И. Шейнмана «Что я видел в Америке. Что я сделал в СССР»


 
Цена трактора

Известно, что Форд продавал свои «Фордзоны» уже в 1922 году дешевле 400 долларов, что по тогдашнему курсу 1:2 составляло около 800 рублей. Очевидно, что к 1925 году эта сумма была еще меньше, учитывая тактику Форда уменьшать цену за счет унификации и увеличения масштабов производства. 

В переписке фирмы «Интернейшнл Харвестер» с советским правительством, в письме от 18 августа 1925 года приводились следующие цифры: "Интернейшнл 15/30" по контракту предлагался за 1150 долларов, а 10/20 – за 775 долл. 

Закупочные цены в разы превышали те суммы, что государству приходилось затрачивать на выпуск тракторов на отечественных предприятиях.  Кроме высокой цены подводило и низкое качество отечественных изделий. Как попытка советского правительства выправить ситуацию, в 1925 году вышло постановление, искусственно повышающее внутрисоюзные закупочные цены на импортные трактора и приравнивающее их к ценам на отечественные аналоги. При этом цены на отечественную продукцию были занижены специально и субсидировались за счет прибыли от продажи импортной техники.

 Постановление СТО СССР от 05.08.1925 "О трактороснабжении для сельско-хозяйственных надобностей"
[…]
п.1.Ввиду значительной разницы (здесь и далее выделено авт.) между ценами тракторов внутреннего и иностранного производства , признать необходимым установить твердые продажные цены на все тракторы, независимо от места их производства.
[…]
Отечественные. Цена трактора включает в себя погрузку на ж/д вагон.
"Красный Путиловец" с плугом и запчастями – 1800 р
«Запорожец» с плугом и запчастями – 2000 р
«Карлик»  - 2000 р
Импортные. Цена включает в себя доставку до порта СССР.
«Фордзон» с плугом и запчастями – 1800 р.
"Интернейшнл" 30 л.с. с плугом и запчастями – 8000 р
   
Как видно, цены на импортный и отечественный «Фордзоны» были выравнены и составляли 1800 рублей. Реальная цена отечественного «Фордзона» (которым был "Красный Путиловец") была, по некоторым оценкам, не меньше 4000 рублей. То есть, как раз налицо пятикратная разница в ценах, что и говорилось в эпилоге.
 
Кандидат технических наук Э.Котляр в статье «Победы, тревоги и гибель гвардейцев индустриализации» в журнале «Наука и Жизнь» в 1990 г., приводит за 1926 год несколько другие цифры стоимости.  Эти суммы похожи на настоящие закупочные цены тракторов:

«Карлик» («Возрождение») — 2317 рублей,
«Запорожец» («Красный Прогресс») — 2492 руб,
«Фордзон Путиловский» («Красный Путиловец»)— 5401 руб

То есть многократно более мощный и современный американец "Интернейшнл Харвестер" с двигателем 30 л.с. обходился государству в такую же сумму, как и слабосильный трехколесный архаичный «Карлик» или «Запорожец». Естественно, это такое положение дел губило и без того хилое  отечественное тракторное производство. Для создания по-настоящему дешевого трактора требовалось создать массовое поточное производство по принципам Форда.


Проникновение Форда в Советскую Россию

Попытки советской власти установить торговые отношения с Фордом предпринимались еще с 1919 года, однако только с 1922 года начались поставки тракторов и машин. Трудности 1919-1922 годов были связаны с несколько запутанной ситуацией с контрактом, заключенным в 1919 году Фордом с частной(!) российской фирмой "Товарищество Иван Стахеев и Кo", бывшей в дореволюционные годы крупнейшим монополистом в области машиностроения и владевшей, кстати говоря, Путиловским заводом. Представляя из себя в советские годы ничтожное образование, не имеющее никаких прав перед лицом государства, эта фирма определенно использовалась Фордом лишь как основание для отказа; иное объяснение этому феномену подобрать трудно. Такая ситуация длилась до 1921 года, пока срок контракта с вышеупомянутой фирмой не истек.

С 1922  года в Россию через Амторг начались поставки продукции Форда, которые явно не покрывали потребностей народного хозяйства, несмотря на то, что с 1922 по 26 год в Россию было поставлено около 20 000 ордзонов". С целью решения задачи импортозамещения с 1923 года на "Красном Путиловце" начали осваивать выпуск советской версии "Фордзона", названной "Красным путиловцем". Первый собственный трактор вышел из ворот завода в 1924 году и участвовал в первомайской демонстрации. 
 
Итого за 1923/24 годы на "Красном Путиловце" было произведено 5 тракторов, а к 1 октября 1925  –  уже 73 шт. На 1925/26 год был заявлен план в 900 тракторов. Планы также предусматривали создание центров продаж тракторов во Владивостоке, Москве, Одессе и Ленинграде. Кроме того, на местах были созданы многочисленные школы для обучения трактористов и обслуживающего персонала. Все это громадье планов требовало четкой организации, что казалось неосуществимым без иностранной помощи, ибо организация массового поточного производства и создание сети станций техобслуживания было в новинку для наших специалистов. Поэтому и пригласили специалистов Форда для помощи.


 Делегация Форда в России и советская тракторная промышленность в 1923-1928 гг.

С апреля по август 1926 года делегация пяти высокопоставленных сотрудников Форда в составе H.D. Luedtke (завод Fordson), W.S. Ostendorf (сервисный отдел), W.R. Tuban (филиал в Лос-Анжелесе), Bredo H. Berghoff (завод Fordson) и W.G. Collins (итальянский Ford) изучала в СССР возможности инвестирования капитала, посещала тракторные заводы и станции техобслуживания, школы трактористов, проводила выставки и презентации, читала лекции и давала уроки по снижению стоимости обслуживания машин. В 266-страничном отчете, составленном ими по возвращению, состояние советской тракторной промышленности и постановка последующего обслуживания машин обрисовывалось весьма неприглядно. В отчете было зафиксировано, что на 5 520 тракторов "Фордзон", числившихся на территории Украины, имеется всего 40 комплектов запчастей. С промышленностью тоже было не все гладко:
. Саратовская область, 1928 г

На Коломенском машиностроительном заводе выпускали два типа трактора. Первый тип был копией американского "Mogul" с 4-х цилиндровым
 25-сильным двигателем,  второй был 2-х цилиндровым и представлял из себя кальку с шведского "Аванса", но с редукторами от первого типа трактора. Производство было мелкосерийным, убыточным и прекратилось в 1925-26 годах

Несколько сотен "Запорожцев" были построены на заводе "Красный прогресс" на Украине. Это были 3-х колесные, с 12-сильным двигателем,  тяжелые 2-тонные машины, которые было удобно использовать только в качестве стационарных приводов. В производстве они были значительно дороже, чем импортные "Фордзоны".

 
Харьковский паровозостроительный завод выпускал 4-х цилиндровый трактор с 50-сильным двигателем, являющийся копией немецкого "W.D.". Его производство обходилось в 15 000 руб.

Яков Мамин на заводе "Возрождение" в городе Марксштадт пытался наладить выпуск трехколесных "Карликов" собственной конструкции, имеющих 12-сильный одноцилиндровый двигатель с запальником. Несмотря на то, что трактор казался практичным и дешевым в эксплуатации, его производство тоже оказалось невыгодным, и до 1926 года было выпущено всего несколько тракторов, после чего завод перешел на производство двигателей. 


На заводе "Большевик" в Ленинграде выпускался трактор "Большевик" с 4-х цилиндровым 20-ти сильным двигателем. В 1923-24 годах было произведено их незначительное количество. Делегация Форда отметила, что этот трактор в основном использовался для военных целей. Также на этом заводе в 1922 году выпустили порядка 100 копий американского "Holt" с нефтяным двигателем, причем большое количество узлов этой машины было закуплено в США. Несмотря на это обстоятельство, делегация Форда отметила низкое качество и высокую стоимость сборки. С 1925 года завод перешел на выпуск запчастей.

К 1928 году было свернуто производство тракторов на всех заводах, кроме «Красного Путиловца» по причине невыгодности мелкосерийного производства. Из всех тракторных заводов "Красный Путиловец" имел самый большой потенциал хотя-бы ввиду своего впечатляющего масштаба, сравнимого с крупнейшими европейскими промышленными гигантами вроде завода Круппа в Эссене.

 "Красный Путиловец"

"Красный Путиловец", самый крупный из всех российских заводов, с 1923 года выпускал трактора, являющиеся копией американского "Фордзона". На тот момент, несмотря на некоторые очевидные недостатки, "Фордзоны" лучше всех подходили для целей сельского хозяйства. Фордовская делегация отметила, что завод лучше других оснащен современным английским, немецким и американским оборудованием и станками, имеет всю необходимую оснастку и приспособления. А производство тракторов чудесным образом полностью повторяло стиль и метода старого завода Форда в Дирборне. Производство советских "Фордзонов" было модернизировано в 1925 году и на нем числилось 800 работников. Скорость производства в 1926 году, по данным делегации, составляла 3 трактора в месяц. Также визитеры отметили на заводе некоторое количество бывших сотрудников Форда, равномерно распределенных по всей цепочке производства.
Чарльз Соренсен, топ-менеджер Форда, уже после подписания контракта на строительство будущего ГАЗа,  поездивший  в 1928 году по России в поисках подходящего места для будущего автогиганта, побывал проездом и на «Красном Путиловце». Вряд ли ему был неизвестен факт выпуска советских «Фордзонов» на этом заводе. Так или иначе, Соренсен выразил сильное удивление, увидев, как на «Красном Путиловце» собирают фордовский трактор. Сообщается, что Соренсон остался крайне недоволен низким качеством изготовления деталей. Отчитав начальство за непростительно, по его мнению, низкое качество сборки, напоследок иностранец все же дал несколько дельных рекомендаций по существу.

Сорок тысяч - не предел
 
В 1929 году было принято решение строить в Сталинраде не десятитысячный тракторный завод, как планировалось изначально, а сорокатысячный гигант, который бы позволил хотя бы приблизиться к приемлимой себестоимости трактора. Забегая вперед скажем, что плановая цифра в 2500 рублей за трактор достигнута не была, но к середине 30-х получилось сумма где-то около 2900 р, что тоже было неплохо, учитывая возросший к тому времени курс доллара по отношению к рублю. Однако лицензию на настоящий массовый трактор, как было бы логично ожидать, купили не у Форда. Тракторную гонку выиграл «Интернейшнл»