Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Заводы Чепурина в Благовещенске

В предыдущем материале приводился список автопроизводителей Российской Империи. Среди них фигурировал "Пароходостроительный завод И.П. Чепурина" из Благовещенска, собравший 1 автомобиль. Надо заметить, что сборка 1 экземпляра автомобиля  в Российской Империи была событием, ибо уровень производства автомобилей в России был на столь мизерном уровне, что даже автосборщиков-любителей можно было сосчитать по пальцам.

Автомобиль К. Чепурина, 1914 г. Прямые линии задних
крыльев и отсутствие второго ряда сидений - все это ради удешевления изготовления.

Автомобиль Чепурина, как почти все остальные машины, собранные в России, был копией иностранного. Имеются сведения [3], что он был копией Miele модели 6/20 PS:
Автомобиль Miele 6/20 PS, выпускавшийся с 1912 по 1914 г.

Гадать на совпадениях по линиям кузова нелепо, ибо шасси  и кузов в те времена жили как бы отдельной жизнью. Как правило, бралась рама со всеми агрегатами и подвеской, (т.е. шасси), а на нее уже навешивался кузов совершенно произвольной конструкции.


К слову, автомобили марки Miele, хоть за пару лет было выпущено не более 140 экземпляров, поставлялись и в Россию.

Как косвенное подтверждение копирования немецкой машины известен тот факт, что Константин получал свое образование в Германии примерно в годы выпуска машин Miele (1912-1914). В 1914-м он вступил в должность главного инженера отцовского завода - Пароходостроительного завода Чепурина.


Хронология заводов Чепурина


В 1893 году И.П. Чепурин основывает собственные мастерские на бывшей Коммерческой улице, за Бурхановкой, и называет их «Чугунолитейный и механический завод купца второй гильдии И.П. Чепурина». Здесь он размещает четыре токарных, долбежный и винторезный станки иностранных марок, а также паровой котел [1].  На заводе работает 15 человек. Занимаются, в основном, ремонтом паровых машин и котлов пароходов, выпускают мельничное оборудование, изготавливают железные баки для бань и кожевенных заводов.
Также в 1983-м в Благовещенске построены ремонтно-механические мастерские, основанные местными предпринимателями Говорущенко и Успенским. В деле также участвовал немецкий инженер Ганс [2] (в других источниках - английский подданный Гакс [1] ).

1895 год -  Предприятие Ивана Петровича Чепурина поглощает мастерскую Говорущенко и Успенского. Производство укрупняется.
Товарищество Чепурина и Афанасьева. Источник - Амур.инфо [2]

1899 год - Завод получает серебряную медаль на Амурско-Приморской промышленно-сельскохозяйственной выставке в Хабаровске за паровую двухцилиндровую машину.

1902 год -  Иван Чепурин объединяет свои капиталы с  Алексеем Афанасьевым, бывшим механиком «шадринского» завода. Компаньоны основывают «Товарищество механического завода».  На заводе работает уже 70 человек.

1907 г. - Завод участвует в первой сельскохозяйственно-промышленной выставке в Благовещенске и  награждается золотой медалью за машиностроительные изделия.

В 1907 году Чепурин и Афанасьев выкупили недостроенное кирпичное здание Соколовской мельницы рядом с торговым домом Ф. Кувшинова по Казачьей улице, купили земельный участок, а также закупили новейшее импортное оборудование. Появились две динамомашины и электромотор, а также пятитонный подъемный кран собственного производства.
Чепурин-старший с сыном Евгением, 1913г.
Источник: Амур.инфо


В 1908 г. работы по модернизации завершены.

1913 г. - Объем производства значительно увеличивается. Число работающих - от 90 до 150 человек, в зависимости от сезона. Завод стал главной базой по ремонту речного флота и оборудования для золотопромышленности.

В 1914 году Иван Чепурин и его сын Константин берут в аренду завод Семёна Шадрина, который к тому времени разорился. Сейчас это - судостроительный завод имени Октябрьской революции, в 1914 он стал называться  Пароходостроительный завод И.П. Чепурина. Бывшим заводом Чепурина стал управлять А.И. Афанасьев


В последние годы перед тем, как  национализировали завод, делами Чепурина занимались сыновья Ивана Петровича – Константин и Николай.

В 1914 - 1915 годах, по некоторым источникам [4][5], главный инженер Пароходостроительного завода Константин Чепурин, ранее получивший хорошее техническое образование в Германии, изготавливает первый автомобиль в Благовещенске. Существует верския, это была копия немецкого автомобиля [3].

 

1. Журнал КРАЕВЕДЕНИЕ ПРИАМУРЬЯ. Иванов А.В. ИСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИ.
2. Статья на портале Амур-инфо. "Завод Чепурина и Афанасьева". (http://геоамур.рф/sources/nat_econ/industry/industry-x=11.php)
3. "Русский техник". Кто и как производил автомобили в России и раннем СССР.
4. Д.А. Рубец. История автомобильного транспорта России. (http://coollib.net/b/296235/read)
5. С. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. (Гугл-книга)