Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   "Русский техник", а также смотрите на youtube:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Кто и как производил автомобили в Российской Империи и раннем СССР

Любопытный материал, размещеный на http://www.autogallery.org.ru/m/ppreru.htm - список автомобилей, произведенных в Российской империи и раннем СССР  поштучно, с указанием весьма интересных подробностей. Источник неизвестен, но явно "оттуда". Сделали перевод. Из списка исключены польские и финские сборщики. В строке сначала идет указание бренда, затем - годы, когда предприятие выпускало автомобили (не годы существования!), затем - название самого предприятия, и далее - прочие подробности.

Исключительно интересно то, что почти для каждого производителя указан зарубежный прототип, с которого копировали российский автомобиль. Картина вырисовывается весьма и весьма интересная.

По причине неизвестности источника, список, конечно же, не может претендовать на объективность, полноту и точность. Тем не менее, все данные несложно проверить. А что касается тех автопроизводителей, о которых  уже писал "Русский техник", то информация о них вполне соответствуют данным в этом списке.


АМО, 1916-1919, Автомобильный Московский Завод акционерного общества "Кузнецов, Рябушинский и Ко". Москва. Основан в 1916. В 1916 в Италии заказаны машинокомплекты 750 малых грузовиков и 750 служебных машин на базе FIAT 15-Ter (Ит.).

Аксай, 1903-1904. Акционерное общество "Аксай". Сделано 20 машин (типа Oldsmobil Curvdash) в Нахичевани-на-Дону.

Бекос (British Equipment Company of Siberia, 1919, Мытищи, Московская область. Нет достоверных данных о выпуске автомобилей.

Бромлей, 1901-1909 Параходостроительный, котельный и машиностроительный завод Н.Е. Бромлей, затем 1909-1917 - "Братья Бромлей", Москва - построено по лицензии несколько Darracq  (фр. Automobiles Darracq S.A.)

БТАЗ №1 (Бывший Руссо-Балт), 1922-1923, Фили, Кунцево. построено 8 авто из машинокомплектов.

БТАЗ №2, Москва:  до 1926 построено 22 (или 14). В 1928-1930 изготавливались кузова для Н.А.М.И.

Чепурин, 1914 или 1915, Параходостроительный завод И.П. Чепурина, Благовещенск. Сделана 1 машина Miele (в оригинале - Mille, что, скорее всего, опечатка) Model 6/20 PS (Герм.) .


Дукс, Дуксмобиль, Акционерное общество "Дукс" Ю.А. Меллера, Москва, основано в 1895. В 1901-1909 изготовление авто типа De Dion-Bouton (фр. De Dion-Bouton et Trepardoux), в 1902 - паровой автомобиль Dux Paromobil, калька с Locomobile (США, Locomobile Company of America) , также электромобили типа Benz (Герм.). В 1904-1906 выпущена большая партия Дуксмобилей (типа Oldsmobil Curvdash (США, Olds Motor Works)). В 1909 - выпущен 1 экз. 3-х колесного автомобиля разработки А.А. Василевского, системы Phänomobil (Германия).

Фейтельберг (Feitelberg), Торговый дом Фейтельберг, Рига. с 1904 по 1907 несколько машин типа Oldsmobil Curvdash было собрано из машинокомплектов Ultramobil (Герм.)

Филиппов, Москва, в 1913 г. построил 1 авто.

Фризе, Акционерное общество постройки и эскплуатации автомобилей "Фризе и Ко", основано в 1873. С 1899 по 1909 принимали участие в изготовлении автомобилей Яковлева и Романова, с 1900 начали серийное производство собственных элестромобилей, с 1901 - бензиновые автомобили типа De Dion-Bouton (Фр.). В 1902 - первый русский троллейбус типа Lombard-Gerrain (Фр.), но с элестродвигателем Schulenburg (Росс.) . Всего до 1909 года было собрано около 200 авто, грузовиков, спецавтомобилей, автобусов. С 1910 года - принадлежит РБВЗ и выпускает только кузова на шасси Germain (Бельг.), Minerva (Бельг.), Renault (Фр.), Clement-Bayard (Фр.) и Руссо-Балт (Росс.)

Ильин (Russo-Buire) - Экипажная фабрика П. Ильина, Москва. Основана в 1905. Выпуск с 1904 по 1912. В 1904 - несколько Oldsmobil Curvdash (США), с 1904 по 1912 - собирала авто под маркой Russo-Buire из машинокомплектов La Buire (Фр.). Выпускала модели фирм Berliet (Фр.), La Buire (Фр.), De Dietrich (Герм.), FIAT (Ит.), Humber (Англ.), Mercedes (Герм.), Argus (Герм.), Panhard-Levassor (Фр.).

Яковлев (Яковлев и Фрезе) (Яковлев и Лидтке). В 1896 - Машиностроительный, чугунно-и меднолитейный завод Е.А. Яковлева,  1902 - Товарищество завода Яковлева, СПб. В 1896 изготовил первый русский бензиновый автомобиль типа Benz Velo-Duce (Герм.) с кузовом, разработанным Фризе. В 1902 - попытка возобновить производство авто с компанией Лидтке. Сделана как минимум 1 машина типа Georges Richard (Фр.).

Яковлев (... 1907..1910...) Кузовная фабрика П.Д. Яковлева. Изготавливала кузова на шасси производства Austin (Англ.), Renault (Фр.), Brasier (Фр.)

Юшков (1915 и 19..?) Инженер И.А. Юшков построил 3-х колесный аэромобиль собственной конструкции  с пропеллером в 1915.

Кулак. Инженер Кулак в 1910 г. построил 1 автомобиль.

Кузьмин, В 1900 А.В. Кузьмин из СПб построил как минимум 1 автомобиль.

Лебедь, 1917. Ярославский Автомобильный Завод Акционерного общества воздухоплавания В.А.
Лебедева.  Служебные машины типа Crossley (Англ.), собрано несколько штук из импортных машинокомплектов.

Лесснер (Daimler Loutzki), 1904-1906-1909, Акционерное общество Машиностроительного и Котельного Завода Г.А. Лесснер (СПб). Сделано 60-70 автомобилей. С 1904 - Немецкие шасси с российскими моторами, с 1906 - собственное изготовление шасси, все кузова делались фирмой Ивана Брютигама (Ivan Breutigam).

Лейтнер (Leutner-Dion, Leutner-Ultramobil, Rossija, Leutner Büssing), 1901-1908. Сделано 7 автомобилей.  фирма Leutner & Co. Riga, с 1901 - малое производство автомобилей типа De Dion-Bouton (Фр.) с двигателями производства Cudell (Герм.), позже - с двигателями Fafnir (Герм.), по лицензии Oldsmobile (США) собирали копии Ultramobil (Герм.).

Лидтке (Юнион, Union), 1901 - 1902, Фабрика велосипедов и автомобилей "Юнион" Е.Л. Лидтке, СПб.  Сделано несколько автомобилей типа Georges Richard (Фр.) под брендом "Юнион" (Union)  и "Ричард - Юион" (Richard-Union).

Материкин (Самокат). Мастерская П.В. Родзянко и Ф.С. Материкина, СПб.В 1905 Материкин изготовил универсальный набор двигателя и трансмиссии для преобразования обычных повозок в автомобили по патенту фирмы R. Hagen (Герм) под брендом "Самокат".

М.М.Е., 1914, Инженер Е...в (фамилия полностью неизв.) построил спорткар с двигателем от Laurin&Klement (Австр.) и коробкой передач Berliet (Фр.)

Ольденбургский, 1902. Ремесленное училище Принца Ольденбургского, СПб. Построил 1 экспериментальный паровой автомобиль типа Serpollet (Фр.)

Орел (Хрущев), 1909- 1910, построено 2 или 5 машин в Орле. Машиностроительный завод М.М. Хрущева. С 1903 - выпускают двигатели типа Munkteil (Шв.), позже - тракторы и сельхозорудия. В 1903 создают собственный снегомобиль (autosledge), в 1909 - 1910 - партию машин типа Charron (Фр.)

Пузанов (Bollee-Pusanov), 1901, М.П. Пузанов, СПб.  Изготовил трицикл типа Lion-Bollie (Фр.).

Пузырев (РАЗИПП), 1911-1914,  Русский автомобильный завод И.П. Пузырева, СПб. Изготовлено 38 машин типов Case (США) и Hispano-Suiza (Исп.).

Романов (Романов и Фризе), 1899-1901. Инженер И.В. Романов построил 2 легких элестромобиля типа Morris & Salom (США) и один электроавтобус системы Siemens & Halske (Герм.). Все машины построены на фабрике Фризе в СПб.

Русский Остин (Путилов), 1917-1919. Путиловский завод, СПб. Производство броневиков на шасси Austin (Англ.) и установка на автомобили полугусеничных движителей Kegresse (Фр.)

Руссо-Балт (Русско-балтийский), В Риге с 1909 изготавливали автомобили типа Fondu (Бельг.) всех типов (легк, грузовые, военные, автобусы, спортивные, пожарные, сельскохозяйственные), позже изготавливали автомобили собственной разработки. Шасси использовали для броневиков, зенитных автомобилей и артиллерийских тягачей. В Петрограде с 1919 изготовлен  51 полугусеничный автомобиль. По некоторым источникам всего был собран 461 легковой и 198 грузовых автомобилей.

Семеновский и Гош, 1910, 1 авто собственной разработки изготовлен при участии Завода Кале (Орел)

Скавронский, 1903. Фабрика токарных станков "Скавронский и сын", СПб. Изготовлена 1 машина типа Rochet (Фр.) с двигателем Aster (Фр.).

Старлей-Психо, 1901-1911, Акционерное Велосипедное и Механическое  Общество  "Старлей", Фабрика велосипедов, автомобилей и лодок "Психо", СПб. "Старлей" с 1898 изготавливали три-и квадроциклы с двигателями De Dion-Bouton (Фр.),Creanche (Фр.), Clement (Фр.). С 1901 - автомобили Старлей-Психо типов Creanche (Фр.), Bertran (Фр.), De Boisse (Фр.), De Dion-Bouton (Фр.), Aster (Фр.), а также собственной разработки  Starley (RUS).

Свердлов, 1911, Свердлов из СПб построил 1 фаэтон собственной конструкции.

Тихонов, 1910, Инженер З.А. Тихонов из СПб построил 1 автомобиль собственной конструкции.