Журнал индустриальной истории

Телеграмм-канал:  @rustechnic
Youtube-канал:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Сотрудничество СССР с итальянской фирмой "Ансальдо".

Итальянская "Ансальдо" имела давний опыт сотрудничества с Россией. Еще для Российской империи фирма, одно из подразделений которой тогда еще (в 1914 году) называлось "Фиат - сан-Джорджио", строила подводные лодки. После некоторого перерыва, с началом индустриализации, "Ансальдо" возобновило сотрудничество с Россией, точнее с СССР.

 Создание тяжелого танка боевой массой 65-70 т

 В декабре 1932 г. по договору с Советским Союзом фирма « Ансальдо » разрабатывает проект тяжелого танка боевой массой 65-70 т. В результате этого сотрудничества специалисты только зарождавшейся танковой отрасли СССР  получили ценный опыт и материал в виде чертежей, схем, расчетных данных. Хоть спроектированный танк и не был воплощен в металле, но тот опыт, который был получен советскими конструкторами в ходе совместной работы с итальянцами, позволил самостоятельно приступить к работе над следующими проектами.

 Эскадренный миноносец «Гневный» проекта 7
 
В 1932 г. под руководством В.А.Никитина была начата разработка проекта в ЦКБС-1. Было решено прибегнуть к помощи иностранных судостроителей, что было весьма традиционно для того времени. Сотрудничать с советскими конструкторами, а по факту - полностью под ключ разработать проект постройки корабля на этот раз должна была итальянская фирма "Ансальдо".  Изготовление по итальянскому проекту предусматривалось на советских заводах. Правда, разработку вооружения взяли на себя советские контруктора.

Строительство было организовано одновременно на четырех заводах: В Ленинграде на заводах им. А.Жданова (№90) и им. С.Орджоникидзе (№189) и в Николаеве на заводах им. А.Марти (№198) и им. 61 коммунара (№200). 

Кроме того, в Николаеве должны были изготовить 18 корпусов, которые планировалось отбуксировать для дальнейшей сборки на заводы «Амурверфь» (№ 199) в Комсомольске-на-Амуре и «Дальзавод» (№202) во Владивостоке.

Поводом для приостановки строительства послужило ЧП, случившееся в мае 1937 г. у берегов Испании. Английский эсминец «Хантер», также имевший аналогичное с "проектом 7", линейное расположение машинно-котельной установки, подорвался на мине и потерял ход. Анализ этого происшествия привел к выводу о низкой надежности в боевой обстановке кораблей проекта 7 с линейным расположением машинно-котельной установки. В этом же году, в августе, было принято решение о прекращении строительства эсминцев по этому проекту. Уже спущенные на воду 14 кораблей было решено переделать, а недостроенные  - разобрать.

Однако в 1938 году решение об отмене строительства пересмотрели и были построены 29 эсминцев по основному, а еще 18 — по «улучшенному» проекту 7у, имевшему другое, более "живучее" расположение машинной установки. 

Несмотря на проведенную модернизацию, корабли обоих проектов отличались недостаточной мореходностью и низкой прочностью корпуса, но в то же время имели значительную живучесть при получении боевых повреждений.


 Сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский».


В начале 1933 г. с фирмой «Ансальдо» был заключен еще один договор на строительство двух сторожевых кораблей для погранохраны Тихого океана. 8 февраля 1933 г. корабли были заложены  в Генуе под названиями PS-8 и PS-26. В марте 1935 г. они получили имена «Киров» и «Дзержинский».

Корабли имели полное водоизмещение 1161 т. Вооружение кораблей - три 102/60-мм пушки системы Обуховского завода и четыре 45-мм полуавтомата 21 К. Система управления огнем — производства итальянской фирмы «Галилео».

 PS-26 или "Дзержинский"

PS-8 был спущен на воду 19 августа 1934 г., а PS-26 - 16 сентября того же года. По бумагам они проходили, как буксиры. 27 октября 1934 г. "буксиры" PS-8 и PS-26 с итальянскими экипажами, без вооружения, отправляются по маршруту Генуя — Порт-Саид — Сингапур — Владивосток. Во Владивосток корабли прибывают 11 декабря 1934 г. и в феврале следующего года начинают приграничную службу и оканчивают ее на Камчатке только в 1959 г.

Крейсер «Киров»

Быстроходность итальянских военных кораблей идеально соответствовала военной доктрине СССР, и в 1932 году было решено закупить  в Италии крейсера водоизмещением 6000 тонн.

Купить готовые военные корабли было невозможно по итальянским законам, но не было запрещено заказывать в Италии проекты и отдельные узлы. Поэтому решили закупить в Италии двигатели и заказать проект крейсера типа «Монтекукколи».

Крейсер «Монтекукколи»


В декабре 1934 г. было принято решение о строительстве легкого крейсера для советских ВМС  «проект № 26» со следующими данными:

вооружение: шесть 180-мм орудий, шесть 100-мм орудий в щитовых установках, шесть 45-мм полуавтоматов и шесть 53-см торпедных аппаратов.
толщина брони борта и палубы — 50 мм.
скорость хода — 37 узлов при водоизмещении 7000–7200 т.



В конце 1933 г. с фирмой «Ансальдо» был заключен договор, по которому фирма обязывалась:
— разработать полный комплект рабочих чертежей легкого крейсера «Монтекуккули»;
— передать полный комплект документации по главной энергетической установке для легкого крейсера «Эудженио ди Савойя» со всеми рабочими чертежами;
— передать полный комплект документации по всем поставляемым для «Евгения Савойского» вспомогательным механизмам.

Итальянский крейсер «Эудженио ди Савойя», после войны доставшийся в качестве контрибуции ВМФ Греции.  

Фирма «Ансальдо» гарантировала скорость 37 узлов на испытаниях при условии строгого следованию проекту, при размещении механизмов и котлов аналогично «Эудженио ди Савойя» и при водоизмещении крейсера на испытаниях не более 7200 т.

Корпус крейсера «Киров» сделали крепче, чем по итальянскому проекту. Улучшению и усилению с советской стороны подверглись и другие узлы, в том числе артиллерийское вооружение. Конструкторы "Ансальдо", изучив проект с учетом нововведений советских судостроителей, гарантию на достижение 37 узлов сняли.

Закладка «Кирова» состоялась на Балтийском заводе 27 октября 1935 г. (стапельный номер 269). На воду спустили 30 ноября 1936 г. и ввели в строй 26 сентября 1938 г. В процессе проектирования проект носил рабочее название «крейсер с двигателями „Монтекукколи“», затем — «проект № 26», а впоследствии получил имя «Киров».

Турбины и котлы для «Кирова» делала фирма «Ансальдо». Для остальных пяти легких крейсеров силовые установки изготавливались уже на Харьковском тракторном заводе.