"Смятение на заводах Крайслер", отрывок из книги, 1944 г.

Отрывок из научно-популярной книги о технике и методах производства. Весьма познавательно рассказывается о поиске одного загадочного дефекта на заводе Крайслер, характеризующее щепетильное отношение американских промышленников к качеству продукции.

 

Отрывок из книги З.Н. Перля  "Чудесные станки", 1944г.

СМЯТЕНИЕ НА ЗАВОДАХ КРАЙСЛЕР

В Соединенных Штатах Америки очень много автомобильных заводов. Америка — страна автомобиля. Эта машина прочно и глубоко проникла в жизнь американца. Задолго перед последней мировой войной автомашин в Соединенных Штатах было так много, что если бы понадобилось вывезти все население за пределы страны, оно уселось бы в автомашины и еще осталось бы немало свободных мест.

Машины все время изнашиваются, портятся; спрос на них очень велик. Кроме того, масса автомашин вывозится из страны во все части света. Но американские заводы производят столько автомобилей, что предложение, как говорится, превышает спрос. Автомобильной фирме нелегко продать всю продукцию своих заводов. Ведь и другие фирмы прилагают усилия, чтобы сбыть свои машины. Поэтому каждая фирма изощряется в том, чтобы ее машины в чем-то превосходили машины фирм-конкурентов. Во всяком случае, они должны быть не хуже других машин.

В один из обычных деловых дней 1935 года в главную контору известной всему миру американской автомобильной фирмы Крайслер пришла телеграмма  {84}  из Сан-Франциско. Клерк вскрыл ее, побледнел и с опаской положил телеграфный бланк на стол заведующего конторой. Тот прочитал несколько слов, оттиснутых на телеграфной ленте, затем снова и снова перечитал их, точно не понимая смысла прочитанного, наконец сорвался с кресла и, размахивая бумажкой, помчался в кабинет директора-распорядителя. И тогда началась буря.
Вихрем вырвался из ворот конторского дома мощный «крайслер» с пассажирами — директором и главным инженером. Машина летела по шоссе по направлению к сборочному заводу Крайслер. А ее пассажиры еще и еще раз вглядывались в телеграмму, словно не верили напечатанным на ленточке словам:

«Вся партия автомобилей забракована. Колеса шумят на ходу. Выясните причину, примите срочные меры».

«Шумят на ходу!» Эти слова особенно переполошили администраторов фирмы. Бесшумность — это одно из обязательных качеств автомобиля в Америке. Ни один покупатель не купит шумящую машину. Ведь к его услугам сколько угодно бесшумных автомобилей, мягко покачивающихся на неровностях дороги.

Вот почему так волновались администраторы фирмы. Скорей, скорей выяснить причину на месте, немедленно устранить ее, предупредить дурную славу об автомобилях «крайслер», которая может отпугнуть покупателей!

Экстренное совещание директоров и инженеров завода решило организовать тщательное наблюдение за всеми участками производства, исследовать причины неизвестно откуда появившегося дефекта — подлинного бедствия для фирмы. И кроме того, было решено послать в Сан-Франциско «следопытов» — механиков, опытных сборщиков и квалифицированных   специалистов для проверки забракованных автомобилей.

Так началась борьба с таинственным дефектом. Шаг за шагом, неотступно, через все цехи, за каждой деталью до самой оборки и, наконец, через ее конвейеры шли за будущими автомобилями «следопыты». Но все было в порядке. Когда элегантные «крайслеры» сходили с главного конвейера и проходили контроль на заводском автодроме, их колеса мягко и бесшумно скользили по дорожке, восхищая и в то же время огорчая своих творцов. Да, машины безупречны. Но в чем же кроется таинственная причина скандала в Сан-Франциско? Ее не удалось обнаружить на заводе. Значит, она появилась за его пределами, где-то в пути или, может быть, в самом Сан-Франциско.

В это же время бригада из Сан-Франциско сообщила, что таинственная причина найдена. После разборки забракованных автомобилей оказалось, что закаленные ролики колесных подшипников выдавили на кольцах углубления — отпечатки. Конечно, это не были явные, хорошо заметные выемки. Их можно было обнаружить только, с помощью фотографирования поверхности с увеличением в сотни раз. Но даже эти едва ощутимые отпечатки-углубления оказались серьезным дефектом. Именно из-за этого дефекта колеса издавали легкое жужжание даже при езде на ровной, хорошей дороге. Но как появились эти зловредные отпечатки? Ведь их не было на заводе, их нашли только в Сан-Франциско, после того как машины пересекли американский материк с востока на запад на железнодорожных платформах. Значит, где-то на этом тысячекилометровом пути и скрывается тайна появления отпечатков.

И тогда новенькие элегантные «крайслеры», только что сошедшие с конвейера, прошли придирчивую проверку и были погружены на железнодорожные платформы, отправляющиеся в путь через прерии Дальнего Запада, в Калифорнию. Но на этот раз их сопровождали не обыкновенные агенты фирмы, а почтенная свита: инженеры и механики-сборщики. Путешествие протекало медленно. Время от времени платформы отцеплялись на глухих станциях. Машины разбирались, подшипники колес тщательно осматривались. Так удалось подстеречь появление первых отпечатков, и тут же наконец обнаружилась и причина их появления.

Автомобили крепились на платформах наглухо, так что колеса оставались неподвижными. На ходу поезда толчки на стыках рельсов заставляли машины раскачиваться на рессорам взад и вперед. И тогда автомобиль всем своим весом ударял по подшипникам неподвижных колес. Закаленные ролики при каждом ударе вдавливались в одни и те же точки поверхности колец. Сотни тысяч ударов рождали отпечатки, те самые микроскопически малые углубления, которые вызывали убийственный для фирмы шум в колесах.

источник: http://scilib-technics.narod.ru/Machine3/Machines.htm