Журнал индустриальной истории

Подписывайтесь на телеграмм-канал   "Русский техник", а также смотрите на youtube:   https://www.youtube.com/c/РусскийТехник

Строительство сети железных дорог в Российской империи. Американский след.

Интересный документ из Государственного исторического архива, составленный чиновником Министерства финансов Российской империи в 1868 году рассказывает о том, как поступили с деньгами, полученными от Северо-Американских Соединенных Штатов за уступку Аляски:


"За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.]. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами"

Если взять официальный курс доллара к рублю  - один доллар стоил 1 руб. 60 коп., то получается, что на закупку железнодорожной техники (у той же Америки) было потрачено 6 857 648 долларов.

Учитывая, что золотой рубль в те годы приблизительно приравнивался к 0,77 граммам золота, то в настоящее время его стоимость - примерно 1000 рублей современными деньгами. Таким образом на закупку железнодорожной техники было затрачено около 10 миллиардов современных рублей.

Много это или мало в общей сложности? Скорее мало, если посмотреть на общую сумму затрат на железные дороги в те годы. Например, только в период с 1861 по 1870 год на развитие железнодорожной сети было затрачено 2,5 миллиарда рублей. Рублей не современных, а тех еще, царских. Или 250 Алясок.